Контрактную систему защитят от перегрузок
Минфин настаивает на взвешенной модернизации закона о госзакупках
Минфин намерен распространить успешную тактику сортировки поправок к закону о госзакупках на срочные и спорные и на новые изменения в этой сфере, ранее частота правки ФЗ-44 была одной из основных претензий к законодательству о закупках. Принятия «оптимизационного» пакета поправок к закону о госзакупках ведомство ждет уже в весеннюю сессию. При этом министерство не торопится с внесением проекта в правительство, поскольку намерено учесть позиции других регуляторов, регионов и рынка, сообщил вчера на круглом столе в Совете федерации заместитель главы Минфина Алексей Лавров. Впрочем, значительно законопроект вряд ли изменится: большинство прозвучавших вчера инициатив уже учтены в законе или поправках к нему или требуют более детального обсуждения.
Вчера на круглом столе по обсуждению поправок к закону о госзакупках у зампреда Совета федерации Николая Журавлева Минфин обозначил свой подход к модернизации закупочного законодательства: по словам заместителя главы Минфина Алексея Лаврова, разработанный ранее ведомством «оптимизационный» пакет поправок к закону о контрактной системе должен содержать только «быстрые и необходимые» изменения, проект будет внесен в правительство до 1 апреля, в ведомстве при этом рассчитывают на его принятие в весеннюю сессию, чтобы положения заработали с 2021 года.
Отметим, что такой подход Минфин уже реализовал в прошлом году при принятии первого пакета поправок к ФЗ-44 — принятые весной 2019 года поправки к закону предусматривали быстрые изменения для реализации нацпроектов, например сокращение сроков контрактации и упрощение закупок строительных работ и др. (см. “Ъ” от 4 апреля 2019 года). Внесение же второго пакета с более сложными и спорными изменениями ожидалось в середине ноября 2019 года, но разработка итогового текста затянулась из-за необходимости учесть предложения парламента и дополнительные поручения, сейчас проект проходит процедуры общественных обсуждений (см. “Ъ” от 17 февраля).
Как пояснил господин Лавров, Минфин до сих пор не внес проект в правительство, поскольку регулятор изучает предложения ФАС, Федерального казначейства, а также регионов и рынка.
Отметим, что ранее Минфин не поддержал часть инициатив антимонопольной службы, в частности о введении рейтинга деловой репутации, по ним запланированы согласительные процедуры, которые должны сблизить позиции регулятора и службы. Совещание по закупкам пройдет у главы Минфина Антона Силуанова уже сегодня, однако полностью разногласия, вероятно, сняты не будут, с некоторыми предложениями ФАС в Минфине концептуально не согласны, напомнил вчера господин Лавров.
Предложения сенаторов по итогам дискуссии чиновник предложил разделить на две части, быстрые и необходимые, которые могут быть погружены в «оптимизационный» пакет, и вопросы для отдельного рассмотрения — «условно на следующий год» (офсетным контрактам, малым закупкам и др.). Отметим, ранее частота и неорганизованность правки закона о госзакупках очень часто вызывали критику участников рынка, теперь же де-факто Минфин взял сортировку поправок на себя, при этом зачастую ему приходится просто разъяснять коллегам, как добиться их целей за счет имеющихся механизмов. Так, часть прозвучавших вчера инициатив оказалась неактуальной, поскольку они уже учтены в ФЗ-44 или в поправках к нему, например решена проблема с цикличностью закупок, проектом вводится типовая банковская гарантия, созданы необходимые механизмы для поддержки отечественных производителей — ценовые преференции, «третий лишний», «второй лишний». «Ничего нового и правильного… добавить в ФЗ-44 нет, поэтому по теме импортозамещения предлагается работать в рамках правительства»,— отметил господин Лавров.