«Электроприбору» оставили оборонку
Воронежский завод планирует избавляться от непрофильных активов
Как стало известно “Ъ-Черноземье”, одно из крупнейших оборонных предприятий Воронежа — АО НПО «Электроприбор-Воронеж» — из-за тяжелой финансово-экономической ситуации вынуждено максимально сократить расходы. Предприятие может отказаться от выпуска продукции гражданского назначения, сосредоточившись на выполнении оборонных заказов, в частности авионики. Часть площадей завода планируется сдать в аренду, списанное и неисправное оборудование — продать, а большинство (свыше 570) сотрудников сократить. Но о полном закрытии предприятия говорить не приходится, поскольку оно обладает уникальными компетенциями по ремонту систем пилотирования для истребителей-перехватчиков и производству оборудования для измерения скоростей всех типов самолетов.
Об антикризисных планах воронежского «Электроприбора» “Ъ-Черноземье” рассказал генеральный директор завода Евгений Ли. «В связи с уменьшением объема заказов, высокой кредитной нагрузкой и неплатежами контрагентов в АО НПО “Электроприбор —Воронеж” сложилась тяжелая финансово-экономическая ситуация, — пояснил господин Ли. — Для недопущения банкротства и безусловного выполнения гособоронзаказа проводится работа по снижению прямых и накладных расходов».
Снижать расходы на «Электроприборе» планируют за счет избавления от активов, не связанных с производством военной продукции. Часть площадей рассчитывают сдать в аренду под производственные и офисные помещения, рассказал господин Ли. Списанное и неисправное оборудование предполагается продать. Также планируется сократить 573 сотрудника (ранее на предприятии числилось около 1 тыс. работников). «После сокращения останется определенная часть сотрудников для выполнения заключенных контрактов по государственному оборонному заказу. Их количество уточняется, — добавил господин Ли. — Предприятие продолжает свою работу в штатном режиме».
По собственным данным «Электроприбора», гражданская продукция является для него непрофильной: в 2018 году на нее пришлось лишь 10% выручки (около 100 млн руб.). Среди необоронной продукции — газовые счетчики (годовой объем заказов —до 180 тыс. штук) и весовое оборудование. Ранее, в 1980-е годы, предприятие выпускало магнитофоны и автомагнитолы.
По данным «СПАРК-Интерфакс», крупных контрактов на производство гражданской продукции в 2019 году «Электроприбор» не заключал. Зато заводу удалось получить контракты на ремонт электроники для палубного истребителя Су-33 (заказчик —20-й авиаремонтный завод), на поставку печатных плат (для концерна «Созвездие» и Калужского электромеханического завода), а также на поставку тепловой энергии для воронежского музея-диорамы. При этом в 2018 году завод заключил вчетверо больше контрактов — 16, а в 2017-м — 31.
Ранее завод работал с большим количеством оборонных предприятий, среди которых была, к примеру, самолетостроительная корпорация «МиГ». Ее заказы приносили «Электроприбору» значительный (несколько десятков миллионов рублей) объем выручки. Речь шла о ремонте пилотажной системы автоматического управления САУ-155МП, используемой на истребителях-перехватчиках МиГ-31. Ранее завод производил эти системы, но затем их выпуск был остановлен (причины этого в документации предприятия не уточняются). Контракты на ремонт САУ-155МП не стали систематическими, но важны для боеспособности Воздушно-космических сил РФ. Согласно условиям закупок воронежский завод может оказаться единственным предприятием, способным выполнить ремонт пилотажной системы дальних перехватчиков, способных нести новейшую гиперзвуковую ракету «Кинжал» (о ней президент России Владимир Путин рассказывал в послании Федеральному собранию 18 марта 2018 года). Кроме того, крупные контракты на выполнение «Электроприбором» работ с системой САУ-155МП в 2017 году заключал 514-й авиаремонтный завод: речь шла о продлении срока службы системы до 35 лет. Сейчас на вооружении ВКС России находится свыше 250 самолетов МиГ-31, выпущенных с начала 1990-х годов.
По данным «Электроприбора», на предприятии был налажен выпуск систем управления общесамолетным оборудованием, систем индикации и предупреждения для целого ряда новых самолетов. В рамках взаимодействия с Ульяновским КБ приборостроения завод планировал выпускать авионику для модернизированных многоцелевых Су-30СМ, новых истребителей Су-35, учебно-боевых штурмовиков Як-130, модернизированных транспортных Ил-76МД-90А и для авиационного комплекса фронтовой авиации. Но в последние годы большая часть поставок «Электроприбора», согласно данным «СПАРК-Интерфакс», — это печатные платы и приемники воздушного давления (используются для вычисления скоростей и высот). Согласно отчетности предприятия, у него есть и другая уникальная компетенция, помимо выполнения работ с системой САУ-155МП: оно является «единственным в России производителем приемников воздушного давления, применяемых на всех типах самолетов». Впрочем, для отдельных типов воздушных судов эта продукция выпускается и на других предприятиях.
Какие финпоказатели демонстрировал «Электроприбор»
О предстоящих массовых сокращениях на «Электроприборе» стало известно в конце февраля. Тогда об этом сообщили в правительстве Воронежской области. «Из-за снижения объема заказов военной и гражданской продукции производственные мощности “Электроприбора” с середины 2019 года были загружены не полностью. Также к долгам по уплате налогов и сборов привели задержки по оплате уже выполненных работ в рамках госзаказа», — поясняли там. По словам собеседника “Ъ-Черноземье”, знакомого с деятельностью предприятия, за последние месяцы предприятие уже покинули несколько сотен работников, а после оптимизации численности персонала на заводе может остаться работать около 100 человек.
Собеседник “Ъ-Черноземье” пояснил, что в сентябре 2019 года завод перешел под контроль топ-менеджмента концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, структура «Ростеха»). Впрочем, господин Ли сказал „Ъ“, что «не располагает» информацией о продаже акций. В КРЭТ сказали “Ъ-Черноземье”, что «ни одно из предприятий, в настоящее время входящих в состав АО "КРЭТ", не является держателем акций» воронежского «Электроприбора». Зато сын главы КРЭТ Николая Колесова Александр (член совета директоров казанского завода «Элекон») по состоянию на третий квартал 2019-го возглавлял совет директоров «Электроприбора». Ответить на вопросы “Ъ-Черноземье” о перспективах «Электроприбора» в КРЭТ в течение двух недель не смогли.