Конституция очень поправилась
Участники процесса подготовки поправок к Основному закону оценили результат
Закон о поправках к Конституции, принятый Госдумой и одобренный Советом федерации, еще должен пройти процедуру одобрения в региональных парламентах и проверку Конституционного суда, но кардинальных изменений текст новой Конституции уже не претерпит. Текст Основного закона с учетом внесенных изменений увеличился примерно в полтора раза; кроме внесенной буквально в последний момент нормы об «обнулении» сроков действующего президента, обновления появились в нескольких десятках статей во всех главах с третьей по восьмую. Некоторые участники процесса работы над поправками заявили “Ъ”, что итоговый текст превзошел их ожидания.
«Хороший сбалансированный текст закона о поправке. Он отвечает интересам людей, и в этом была наша цель — подготовить действительно "народный" вариант поправок»,— заявил “Ъ” сенатор, сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок к Конституции Андрей Клишас. В первоначальные планы рабочей группы не входила и не обсуждалась ни на одном заседании лишь одна поправка — это внесенная во вторник с голоса и поддержанная Владимиром Путиным поправка об «обнулении президентских сроков». «Все вбросы на эту тему были и являются ложью,— заявил господин Клишас.— Поправка появилась вчера в Госдуме». Неожиданностью поправка госпожи Терешковой стала и для другого сопредседателя, главы думского комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова. «Я не знал. Конечно, это все обсуждалось, было в воздухе… но в виде поправок не было»,— рассказал он “Ъ” (см. интервью). Отвечая на вопрос “Ъ”, не для этой ли поправки затевалась конституционная реформа, господин Крашенинников заговорил о том, что в проекте поправок сохраняются все первоначальные предложения о перераспределении полномочий органов власти, а также о социально значимых поправках: «Это самодостаточная, правильная и нужная вещь. И самое главное, что мы можем это сделать, потому что в 1993 году мы по разным причинам, в том числе экономическим, не могли это сделать».
Заместитель председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина также назвала неожиданным предложение «обнулить» сроки действующего президента, но отметила, что получала много подобных предложений от людей и сама их поддерживает: «У нас сильнейший президент, которого во всем мире боятся, и с ним считаются и потому так нападают». Госпожа Мизулина огорчена, что в текст поправок не вошли все предложения Общественной палаты РФ «по детям и семье», но рада, что в итоговую редакцию не попала формулировка про детей как достояние Российской Федерации. Госпожа Мизулина пообещала поддерживать закон о поправках к Конституции и «убеждать избирателей, что он очень нужен».
В Госдуме несколько десятков депутатов (от КПРФ ) отказались поддержать законопроект о поправках.
КПРФ — единственная из фракций, которая до второго чтения воздерживалась от заявлений о поддержке итоговой редакции. На пленарном заседании 10 марта лидер партии Геннадий Зюганов напомнил, что Конституция — «это договор народа с государственной властью, который должен соблюдаться, и прежде всего исполнительной властью». Господин Зюганов заявил, что его однопартийцы воздержатся от голосования во втором чтении, но в ходе заседания 10 марта во фракции обозначился разброд — так, часть депутатов КПРФ готовы были голосовать за поправку Александра Карелина о досрочных выборах Госдумы, против которых решительно выступал господин Зюганов. Впрочем, формально несогласие КПРФ привело к «отсутствию консенсуса» и снятию поправки о выборах с голосования. Депутат Госдумы от КПРФ Денис Парфенов заявил “Ъ”, что, с его точки зрения, заседание 10 марта, в котором внезапно принял участие Владимир Путин, было «крайне неумело срежиссировано»: «Мы с самого начала говорили, что весь этот процесс реформы носит совершенно односторонний характер: очевидно, что главная его задача — усилить власть президента. Поправка Валентины Терешковой не стала для меня неожиданностью».
Не до конца удовлетворена новой редакцией Конституции и член рабочей группы, депутат Госдумы Галина Хованская («Справедливая Россия»): «Я довольна, что прошла моя поправка по адресности социальной поддержки, но есть моменты, которые я бы написала по-другому или не стала бы трогать. Что касается социального блока — он хороший, а людям, честно говоря, тонкости принятия закона о Госсовете и несильно интересны».
Неожиданными некоторые положения новой Конституции оказались для члена рабочей группы, декана юридического факультета СПбГУ Сергея Белова: «В первоначальном варианте президентских поправок не было даже намека на появление федеральных территорий или защиты неприкосновенности территории РФ. Когда первоначальный текст обсуждался, я не представлял себе, что такие поправки могут появиться». Другой член рабгруппы, академик Александр Чубарьян положительно оценил новую редакцию Конституции: «Ни одно из принятых предложений не направлено на какое-то ухудшение или дискриминацию положения людей. Все поправки в разной степени, но отвечают интересам граждан и запросам определенных слоев населения».
Никого из собеседников “Ъ” не смутил факт внесения поправки об «обнулении» президентских сроков в процессе второго чтения. Напомним, о создании рабочей группы по подготовке поправок было объявлено 15 января, в день президентского послания Федеральному собранию, в котором Владимир Путин впервые представил идею масштабной конституционной реформы. 16 января рабочая группа впервые собралась и была представлена президенту, а уже 19 января сопредседатели группы Андрей Клишас, Павел Крашенинников и Талия Хабриева заявили, что поправки «в высокой степени готовности». 20 января Владимир Путин внес законопроект в Госдуму, 23 января он был принят в первом чтении. Все три сопредседателя в интервью “Ъ” заявляли, что не считают деятельность группы формальностью и профанацией.