Зеленые финансы помогут экологии
Как государство стимулирует внедрение принципов устойчивого развития
Проблемы экологии и изменения климата беспокоят все большее число людей. В России, в частности, возрастает внимание к проблеме со стороны российских компаний и правительства. Для облегчения перехода бизнеса на принципы устойчивого развития Минпромторг дополняет программу компенсаций по зеленым облигациям зелеными кредитами, а банки вырабатывают новые механизмы, чтобы компании получили понятный инструмент софинансирования экологических проектов.
В прошлом году о проблемах экологии и изменении климата узнала заметная часть человечества, спасибо интернету и телевидению, активно освещавшим деятельность экоактивистов. Столь эмоционально об экологических проблемах, которые грозят будущим поколениям, еще не говорили, но данные вопросы поднимались задолго до рождения нынешних активистов школьного возраста. В 1972 году в рамках ООН была подготовлена Программа по окружающей среде, или ЮНЕП (United Nations Environment Programme, UNEP), способствующая координации охраны природы на глобальном общесистемном уровне. Спустя пятнадцать лет была сформулирована концепция «устойчивого развития», призванная удовлетворять потребности настоящего времени без угрозы для будущих поколений.
В 2015 году 193 страны приняли «Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года», которая включает 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР). Эти ЦУР носят рекомендательный характер, и каждая страна самостоятельно выбирает приоритетные задачи. В том же году было принято Парижское соглашение по климату, которое в середине 2018 года ратифицировали 178 стран, на которые приходится основная доля глобальных антропогенных выбросов парниковых газов. Россия присоединилась к договору в 2019 году.
Соблюдение принципов устойчивого развития сегодня является необходимостью при построении бизнес-отношений, отмечают представители российских компаний. «Есть кейсы, когда западные партнеры отказываются работать с российскими поставщиками или требуют подтвердить соответствие по экологическим аспектам»,— отмечает руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Игорь Коротецкий. Приверженность международным принципам имеет важное значение для публичных компаний, поскольку позитивно влияет на стоимость привлеченного финансирования и на их капитализацию. «Мировым инвесторам сейчас важно то, насколько компания заботится о состоянии рабочих мест, об окружающей среде, о развитии сотрудников и территорий присутствия. Соблюдение ЦУР ООН повышает доверие инвесторов и, как следствие, увеличивает капитализацию компании»,— отмечает директор департамента маркетинга ГМК «Норильский никель» Антон Берлин.
Сигналы национальных правительств и регулирующих органов в отношении экологической и экономической политики были услышаны не только корпорациями, но и инвесторами. В 2006 году несколько крупных институциональных инвесторов при поддержке ООН создали Международную ассоциацию ответственного инвестирования (Principles for Responsible Investment, PRI), которая разработала базовые принципы. В соответствии с этими принципами инвестиционные решения учитывают факторы влияния компании на окружающую среду, ее социальную ответственность, а также качество корпоративного управления (Environmental, social and governance, ESG). В настоящее время PRI объединяет 2500 организаций, которые с 1 июля 2020 года будут обязаны инвестировать половину активов в инструменты, соответствующие политике устойчивого развития. По оценкам первого вице-президента Газпромбанка Дениса Шулакова, $45 трлн международных инвестиций в скором времени не будут вкладываться в те компании, чья деятельность вызывает сомнения, в первую очередь в компании так называемой старой, или добывающей, экономики. «Весь мир стремится закрепить зеленое финансирование как новый стандарт»,— отмечает господин Шулаков.
Российский опыт
В России формирование подходов, принципов и правил развития системы зеленого финансирования находится на начальной стадии, но проблемам экологии внимание уделяют не только компании, но и руководство страны. В мае 2018 года был подписан указ президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В соответствии с ним был разработан и национальный проект «Экология», который включает в себя 11 федеральных проектов, среди которых «Чистая страна», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий» и другие. За реализацией национального проекта следят не только профильные ведомства, но и президент России Владимир Путин. В январе в ходе выступления перед Советом федерации глава государства призвал бизнес «помнить о своей социальной и экологической ответственности». Среди ключевых экологических целей Владимир Путин назвал внедрение по всей стране систем мониторинга качества воздуха, воды и почвы, массовый переход крупнейших предприятий на наилучшие доступные технологии (НДТ), получение комплексных экологических разрешений, снижение объема отходов, поступающих на полигоны, внедрение раздельного сбора мусора и многое другое.
Реализация национальных проектов требует от компаний увеличения расходов, часть которых государство готово взять на себя. В целях исполнения указа президента Минпромторгом были подготовлены правила предоставления субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по зеленым облигациям, эмитированным после 1 января 2019 года. Такие бумаги должны выпускаться на реализацию инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. По данной программе государство возмещает предприятиям 70% выплачиваемого дохода, если приобретается иностранное оборудование, в случае покупки российского компенсация возрастает до 90%.
Для зеленых облигаций активно развивается инфраструктура. В августе прошлого года Московская биржа запустила секцию ценных бумаг устойчивого развития. Данная секция была организована для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых проектов. В ее состав входят три сегмента: зеленые и социальные облигации, а также национальные проекты. На сегодняшний день в данном секторе торгуются только пять выпусков облигаций трех эмитентов: банк «Центр-Инвест» (объем выпуска 250 млн руб.), «ФПК Гарант-Инвест» (500 млн руб.) и «СФО Русол» (5,7 млрд руб.).
Ключевой проблемой при построении национального рынка зеленых финансов, как и во всем мире, выступает зеленое камуфлирование — маркирование зеленым грязных проектов, целью которых не является снижение негативного воздействия на окружающую среду. «Чтобы избежать зеленого камуфлирования, требуется выстраивание прозрачной, понятной системы правил и таксономий в сфере зеленого инструментария, реализации зеленых проектов, раскрытия нефинансовой информации и пр.»,— заявили «Деньгам» в ЦБ, отметив, что в соответствии с международным опытом наиболее эффективным способом выстраивания такой системы является организация специализированного методологического центра. «В настоящее время вопрос организации методологического центра прорабатывается совместно с заинтересованными участниками рынка, включая ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти.— "Деньги")»,— отметили в ЦБ.
Первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов пояснил, что при кредитовании экологических проектов риск зеленого камуфлирования незначителен, так как кредитное учреждение будет очень внимательно подходить к целевому расходованию кредитных средств, а главное — к экспертизе проекта на фазе его рассмотрения. Однако, по его мнению, именно государство путем регулирования способно свести такие риски при реализации экологических проектов практически к нулю, приравняв дезинформирование общественности о политике компании по защите окружающей среды к мошенничеству.
Зеленое кредитование
Государственная программа зеленого софинансирования не стоит на месте. В настоящее время Минпромторг ведет работу по расширению программы субсидирования зеленых облигаций за счет внедрения зеленых кредитов. Об этом в конце февраля сообщил РБК. В пресс-службе Минпромторга «Деньгам» заявили, что предлагаемые изменения направлены на расширение перечня субсидируемых финансовых инструментов механизмом зеленых кредитов, а также совершенствование инструмента поддержки промышленных предприятий при внедрении наилучших доступных технологий. Механизм субсидирования процентных ставок по таким кредитам аналогичен механизму субсидирования купонного дохода по зеленым облигациям, рассказали в министерстве. Объем финансовой поддержки в рамках механизма зеленых облигаций и зеленых кредитов составит в сумме 27,3 млрд руб. до 2024 года: в 2020 году — 3 млрд руб., в 2021-м — 6 млрд руб., в 2022-м — 6 млрд руб., в 2023-м — 6 млрд руб., в 2024-м — 6 млрд руб.
Как пояснили в Минпромторге, решение дополнить механизм субсидирования было принято по итогам анализа действующих правил, а также с учетом поступивших предложений от банковских организаций и организаций, реализующих проекты по внедрению НДТ.
С точки зрения формы финансирования кредит и облигации имеют разную срочность и администрирование и потому дополняют друг друга, отмечают аналитики. По словам Игоря Коротецкого, подготовка облигационного займа занимает от четырех месяцев, количество вовлеченных участников организации облигационного займа также выше, чем в случае кредита, так как нужно готовить эмиссионные документы и соблюдать требования по раскрытию. В целом это чуть более дорогая история, чем кредит. «С другой стороны, облигационный заем — это более длинные деньги, здесь нет залога, более высокий контроль со стороны заемщика, и есть бонус в виде большей публичности, тем более, если мы говорим про зеленое финансирование. Поэтому если оказывать господдержку, то необходимо ее предоставлять сразу для разных механизмов, что повысит их эффективность»,— отмечает Игорь Коротецкий.
Хотя в последние годы заимствования на публичном рынке долга стали широко распространены, банковские кредиты все еще остаются для российских компаний самым доступным способом финансирования. По словам директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игоря Смирнова, новый продукт будет полезен заемщикам с продолжительной историей взаимодействия с банками. «К тому же кредитование позволит попасть в зеленый клуб тем заемщикам, которые по той или иной причине не выходят на публичный рынок либо из соображений непубличности, либо маленького требуемого объема заимствований»,— отмечает господин Смирнов.
В интересах рынка
Опрошенные «Деньгами» российские компании заявили, что заинтересованы в расширении программы господдержки. «Такой инструмент может быть востребован "Норникелем" в рамках реализации нашей инвестиционной программы, которая предполагает существенные инвестиции в экологию и социальную сферу, в связи с чем мы находимся в активном диалоге с рядом крупных банков и Минпромторгом. По итогам данного взаимодействия может быть принято решение о целесообразности использования этого инструмента нашей компанией»,— заявил директор департамента казначейства «Норникеля» Александр Гаврилов. По мнению вице-президента по работе с государственными органами Segezha Group Алексея Шерлыгина, для бизнеса это может стать наилучшим прозрачным и понятным инструментом, подспорьем для изменения экологической обстановки и снижения долговой нагрузки. «Для государства это наименее рисковый и наиболее контролируемый вариант помощи продвижению экологических программ крупного и среднего бизнеса»,— отмечает господин Шерлыгин.
Расширение национальной программы субсидирования интересно не только компаниям, но и банкам, поскольку позволит расширить портфель в рамках понятного целевого кредита. «Субсидию получает заемщик, при этом доходы банка не снижаются и растет бизнес»,— отмечает Игорь Смирнов.
Учитывая масштабы национальной программы и стремительно растущий рынок зеленого финансирования в мире, зеленое кредитование может заметно вырасти в России. «В России доля банковского кредитования высока, и если обсуждаемый механизм субсидирования заработает в полной мере, мы можем увидеть очень резкий рост такого направления»,— считает господин Смирнов.