Инвестиции испугались вируса
Отток капитала наблюдается на рынках как развивающихся, так и развитых стран
Международные инвесторы встревожены темпами распространения коронавируса за пределами Китая. По данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), за минувший месяц из фондов развивающихся и развитых стран выведено $7,2 млрд и $21 млрд соответственно. Завидную устойчивость демонстрируют российские фонды.
Неожиданный вывод
По оценке «Денег», основанной на отчетах Bank of America (учитывающих данные Emerging Portfolio Fund Research (EPFR)), по итогам четырех недель, завершившихся 4 марта, фонды, ориентированные на российский фондовый рынок, привлекли только $9 млн. Это почти в 15 раз меньше притока, зафиксированного месяцем ранее ($140 млн). С начала года международные инвесторы вложили в российский рынок акций порядка $170 млн.
Начало месяца не предвещало столь слабого результата для российских фондов. В первые три недели международные инвесторы вложили в подобные фонды $192 млн. Основной приток средств наблюдался в фонды пассивного управления — ETF, которые считаются спекулятивными. Инвесторы увидели возможность заработать на российских акциях, которые в конце января заметно снизились. Добавляла привлекательности рублевым активам высокая дивидендная доходность российских компаний. В конце февраля ситуация резко ухудшилась. По данным EPFR, за неделю, закончившуюся 4 марта, международные инвесторы забрали из российских фондов $183 млн. Больше за такой короткий период времени фонды теряли в августе прошлого года ($330 млн).
Эпидемиологический фон
Впрочем, отток инвестиций из российских фондов в конце месяца произошел на фоне общего снижения спроса международных инвесторов на активы развивающихся стран. По оценкам «Денег», всего за неделю фонды, инвестиционная политика которых ориентирована на emerging markets, потеряли более $5,2 млрд — это худший результат с начала октября. В целом за месяц данная категория фондов потеряла почти $7,3 млрд. Вместе с тем российские фонды продемонстрировали одну из самых лучших динамик. По оценкам «Денег», международные инвесторы вывели из фондов Китая почти $331 млн, из фондов Индии — $1,2 млрд. Только в бразильские инвесторы вложили больше средств, чем в российские. «Бразилия сейчас выглядит относительно привлекательной по сравнению с другими развивающимися странами, т. к. макроэкономическая ситуация в стране продолжает улучшаться на фоне структурных реформ, проводимых администрацией президента Болсонару»,— отмечает директор по инвестициям General Invest Фелипе Де Ла Роса.
Бегство международных инвесторов из акций компаний развивающихся стран в феврале — начале марта было связано с опасениями стремительного распространения коронавируса за пределами Китая. По данным ВОЗ, в первую неделю марта число таких заболевших выросло в 2,5 раза — до почти 18 тыс. человек. Наибольшее беспокойство инвесторов вызывала ситуация с Италией, Южной Кореей и Ираном. В Южной Корее количество зараженных на 9 марта превысило 7,5 тыс. человек. В Италии показатель вырос почти до 10 тыс. человек, а темпы роста такие же, как в первые дни распространения эпидемии в Китае. 9 марта власти Италии ввели в стране режим строгой изоляции. Учитывая отсутствие границ внутри Евросоюза, усилились опасения распространения эпидемии на всю Европу.
Усугублялась ситуация сообщениями о массовой отмене по всему миру выставок, спортивных мероприятий, форумов, деловых поездок и конференций. По словам партнера FP Wealth Solutions Алексея Дебелова, инвесторы боятся падения экономической активности из-за ограничений на передвижение людей и грузов, что в худшем случае может запустить глобальную рецессию. «Инвестбанки и экономические агентства снижают экономические прогнозы и прогнозы по прибыли корпораций, да и сами компании переоценивают в сторону понижения свои финансовые показатели»,— отмечает Фелипе Де Ла Роса.
ОПЕК + Идлиб
Снижает привлекательность вложений в рублевые активы обострение ситуации в Сирии. В конце февраля более 30 турецких военных погибли в сирийской провинции Идлиб в результате налетов ВВС Сирии. Анкара обвинила в происшедшем режим Асада. В начале марта Владимир Путин встретился с Реджепом Тайипом Эрдоганом, чтобы обсудить ситуацию в сирийском Идлибе и договориться о прекращении огня в зоне деэскалации. «Рынок РФ скорректировался на фоне новостей об обострении конфликта на Ближнем Востоке между Сирией и Турцией, а также из-за продолжающегося падения цен на нефть»,— отмечает Фелипе Де Ла Роса.
Ситуация на нефтяном рынке не могла не сказаться на привлекательности акций российских компаний. 9 марта нефть пережила худший день со времен «Бури в пустыне» в 1991 году. По данным агентства Bloomberg, всего за один день котировки ближайшего контракта на нефть Brent упали на 24%, до отметки $34,36 за баррель. Этому падению предшествовал провал в переговорах ОПЕК+. В пятницу, 6 марта, Россия и Саудовская Аравия не смогли договориться о продлении соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти. В субботу Саудовская Аравия объявила о значительном дисконте по ценам на продажу нефти и о планах резко увеличить ее производство — более чем на 10 млн баррелей в сутки.
Панический вирус
Пессимистичные настроения инвесторов царили и на рынках развитых стран. По оценкам «Денег», суммарный отток с фондовых рынков developed markets в феврале — начале марта составил $21 млрд. Это в полтора раза ниже объема средств, поступивших месяцем ранее ($32 млрд).
Основной отток с развивающихся рынков пришелся на американские фонды ($21 млрд). С начала года инвесторы забрали из таких фондов немногим более $18 млрд. Бегство минувшего месяца было связано с опасениями распространения коронавируса в США. За первые девять дней марта число зараженных там выросло более чем в пять раз — до 754 человек. Штат Калифорния ввел режим чрезвычайной ситуации. К тому же Центр по контролю и профилактике заболеваний США подтвердил выявление первого случая заболевания COVID-19 у человека, не выезжавшего за пределы страны. Даже заявление президента США Дональда Трампа о том, что коронавирус имеет очень ограниченное влияние на американскую экономику, не успокоило инвесторов.
Добавило нервозности на рынке экстренное решение Федеральной резервной системы США снизить ключевую ставку на 0,5 п. п., до уровня в 1–1,25%. В своем решении ФРС отметила, что фундаментальные показатели экономики США остаются сильными, однако распространение коронавируса создает растущие риски для экономической активности. Аналитики ждали снижения, но только на 0,25 п. п. и на плановом заседании в середине месяца. Своим решением ФРС дала рынкам сигнал о том, что обеспокоена ситуацией.
На фоне стремительного распространения коронавируса в Европе усилилось бегство и из европейских фондов. По данным EPFR, в минувшем месяце клиенты таких фондов вывели $5,2 млрд — против $4,5 млрд оттока, зафиксированного месяцем ранее. Не удержались и японские фонды, правда, отток из них был всего $2 млрд. «Японский рынок стоит особняком, так как власти в качестве мер поддержки еще задолго до коронавируса покупали не только гособлигации, как центральные банки других стран, но и акции. Китайские акции также потеряли достаточно умеренно для очага заболевания — скорее всего, тоже благодаря господдержке»,— отмечает Алексей Дебелов.
В поисках защиты
В ближайшие недели поведение инвесторов на рынках развитых и развивающихся стран будет зависеть в первую очередь от ситуации с коронавирусом. «Остальные факторы вроде монетарной и фискальной поддержки играют в настоящее время второстепенную роль. При этом стоит отметить, что "тихой гаванью" на краткий срок может стать финансовый рынок Китая, который показывает устойчивость к мировому негативу за счет успешного сдерживания эпидемии и мощных стимулирующих мер Народного банка КНР и правительства»,— отмечает директор инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов.
В качестве основных защитных активов по-прежнему будут выступать золото и американские казначейские облигации. По словам Фелипе Де Ла Роса, в условиях неопределенности и повышенной волатильности инвесторы наращивают долю денежных средств в портфеле. «В настоящее время инвесторы стали выбирать фактически исключительно суверенные и качественные корпоративные облигации развитых стран, увеличив их долю в ущерб позициям в облигациях развивающихся стран»,— отмечает Фелипе Де Ла Роса. По данным EPFR, с начала года вложения в облигационные фонды выросли на 224 млрд, еще почти 14 млрд было инвестировано в золото.
Вместе с тем участники рынка отмечают, что после произошедшего обвала глобальные акции торгуются рекордно дешево относительно облигаций и привлекательны для тех, кто готов занять долгосрочную позицию. «Краткосрочные колебания рынка предсказать нельзя, и текущие цены отражают баланс оптимистов и пессимистов на рынке. Дальнейшие движения будут обусловлены наличием или отсутствием новостей о распространении вируса, но рынок реагирует быстро и извлечь прибыль из этих данных будет сложно. В предыдущих случаях (испанский грипп 1918 года, гонконгский вирус 1968-го, птичий и свиной грипп, вирусы Зика и Эбола) рынки начинали восстанавливаться еще до пика числа заболевших»,— отмечает Алексей Дебелов.