Модные собрания
Лидия Агеева о главных событиях весны
Экспозиция «Алайя и Баленсиага. Скульпторы формы» рассказывает о Кристобале Баленсиаге и о влиянии его таланта на моду и на самого Аззедина Алайю.
Azzedine Alaia, осень 2001 года
Фото: Julien Vidal
«Немногие знают, что Алайя был не только дизайнером, но и страстным коллекционером моды ХХ века. Он скупал на аукционах все самые дорогие и интересные модели, мог заплатить десятки тысяч евро за понравившееся ему платье. По сути, у него дома был третий по величине музей моды Франции, сопоставимый с Музеем декоративных искусств и парижским Музеем моды Гальера,— рассказывает куратор экспозиции Оливье Сайяр.— Аззедин никогда не показывал нам свою коллекцию, и его едва ли можно было попросить одолжить одно из его платьев на выставку». Когда Алайя умер в ноябре 2017 года, его самые близкие друзья — компаньон и художник Кристоф фон Вейе, основательница концепт-стора и галереи Corso Como Карла Соццани и историк моды Оливье Сайяр — решили, что эти платья пора показать широкой публике, и устроили в доме на улице Веррери, где жил и работал Алайя и где по-прежнему находятся его ателье и флагманский бутик, новый парижский музей моды. Теперь здесь проходят временные экспозиции, посвященные моде ХХ века, которые курирует Оливье Сайяр.
Azzedine Alaia, лето 1988 года
Фото: Julien Vidal
Balenciaga, лето 1960 года
Фото: Julien Vidal
Его новая выставка посвящена Баленсиаге. Почему? Согласно легенде, коллекция Алайи началась именно с платьев Кристобаля. Сайяр рассказывает, что когда великий испанец решил закрыть свой кутюрный дом в 1968 году, первым, кто пришел к нему забирать ткани и оставшиеся модели, был начинающий кутюрье Аззедин Алайя. Но, принеся домой платья Баленсиаги, он не смог поднять на них руку. И в итоге принял решение коллекционировать их, как и работы современников Кристобаля — Эльзы Скьяпарелли, Мадлен Вионне, Жанны Ланвен, Коко Шанель и Мадам Гре.
Важные выставки этой весны
На выставке представлено более 80 платьев, жакетов и пальто Баленсиаги и Алайи — вещей, которые отражают сходство талантов двух гениев моды ХХ века (в коллекции более 400 платьев Баленсиаги, из которых Оливье выбрал около 40). Образы сгруппированы тематически — по замыслу Сайяра, они должны перекликаться друг с другом. Здесь есть черное кружево Баленсиаги и его версия от Аззедина Алайи, короткие дневные пальто с круглым воротником (они выглядят настолько вне времени, что почти невозможно определить, какое из них сшил Алайя, а какое Баленсиага), кожаные жакеты (и тот и другой были мастерами перфорации), вечерние платья-скульптуры.
Balenciaga, лето 1960 года
Фото: Julien Vidal
Balenciaga, осень 1954 года
Фото: Julien Vidal
Azzedine Alaia, 2003 год
Фото: Julien Vidal
На выставке также можно посмотреть документальный фильм стилиста Джо Маккенны об Алайе, где его окружение — дизайнер Николя Гескьер, стилист Грейс Коддингтон, топ-модель Наоми Кэмпбелл, критик Кэти Хорин и многие другие рассказывают о самых забавных историях из жизни кутюрье. А на дополнительным этаже, в мини-галерее, собраны редчайшие скетчи Кристобаля Баленсиаги из его именного фонда в Гетарии, куда экспозиция отправится осенью после Парижа.
Alaia et Balenciaga. Sculpteurs de la forme
Association Alaia, Париж
до 28 июня
На момент сдачи номера «Коммерсантъ. Стиль» в печать музеи во Франции объявили о закрытии на карантин. Связавшись с пресс-службами музеев, редакция получила заверения в том, что выставки будут продлены после снятия карантина. Некоторые музеи готовят бесплатные онлайн-экскурсии по экспозициям. Подробная информация — на официальных сайтах музеев.