Графика от и до
500 лет истории европейского рисунка в ГМИИ имени Пушкина
Выставка «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» откроется 24 марта. «Огонек» узнал, какие шедевры расскажут о пяти столетиях из жизни европейского рисунка.
Василий Кандинский. «Композиция Е.». 1915 год
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Чтобы не заблудиться в многовековой истории европейской графики, лучше начинать рассказ о ней с самого начала. Так, новая выставка Пушкинского музея выделила в 500-летней истории европейского рисунка самые важные главы. Первую открывают «Танцующие путти» на листах Альбрехта Дюрера и графические листы Веронезе, Пармиджанино и других мастеров Ренессанса, которые наиболее полно раскрыли свой талант именно в графике, не скованные произволом заказчика. Следующая глава — массивный кентавр Рубенса, произведения Рембрандта и Пуссена, оттачивавших свое мастерство в бессчетных подготовительных эскизах. Прихотливые нравы XVIII века непринужденно отразились в графике Фрагонара, Ватто, Грёза, а начиная с XIX века свои штрихи к графическим шедеврам мэтров символизма и импрессионизма добавили русские живописцы. При этом музей не пытается провести отчетливые границы между национальными школами и эпохами в истории графических открытий. Ведь если приглядеться, то в «Одалиске» Серебряковой можно угадать улыбку с «Женского портрета» Матисса, а «Актер в костюме Криспена» работы Ватто не менее изящен, чем парижане на эскизах Бакста.
Альбрехт Дюрер. «Танцующие и музицирующие путти с античным трофеем». 1495 год
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Антуан Ватто. «Актер в костюме Криспена». Около 1715–1716 года
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри Матисс. «Женский портрет (Л.Н. Делекторская)». 1945 год
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Петер Пауль Рубенс. Кентавр, покоренный амуром». Около 1505–1508 года
Фото: ГМИИ им.А.С. Пушкина
Винсент Ван Гог. «Портрет молодой девушки». 1888 год
Фото: ГМИИ им.А.С.Пушкина
Казимир Малевич. «Дети на лужайке». 1908 год
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Эта выставка — продолжение масштабного проекта, организованного Фондом Кустодиа в 2019 году. Именно тогда в Париже прошла первая столь масштабная выставка рисунков из фондов ГМИИ, и именно тогда работы русских мастеров впервые были включены в общеевропейский контекст зарубежным музеем. Чтобы продолжить разговор о преемственности традиций уже в стенах московского музея, специально для выставки «От Дюрера до Матисса» были отобраны произведения, относящиеся к совершенно разным национальным школам: итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и русской. Всего в экспозицию вошло более 170 рисунков, среди которых единственный в России рисунок Винсента Ван Гога — «Портрет молодой девушки».