Не сварщица – огонь!
Артефакты большой стройки на берегу Волги
В разряд автомобильной классики «Жигули» перешли как-то постепенно и незаметно: чуть ли не вчера разноцветные «копейки», «трешки» и «пятерки» в великом множестве стояли по дворам, и никто не обращал на них внимания, а теперь за хорошо сохранившийся экземпляр просят от миллиона и выше.
Когда автомобиль по причине своего возраста превращается из транспортного средства в предмет коллекционирования, то сразу же интерес проявляется и к тому, что его когда-то окружало. В русском языке такого термина пока еще нет, а на английском оно емко объясняется одним словечком «automobilia» – это разные старые вещи, имеющие отношение к машинам: журналы, газеты, фотографии, плакаты, брелоки, значки, модельки, календарики и тому подобные артефакты. Естественно, что все это можно легко и быстро найти на интернет-аукционах. По жигулевской тематике в продаже есть много чего, но мы решили выбрать только лоты, которые связаны с автомобилями из Тольятти не напрямую, а опосредованно. И вот что из этого получилось.
Ален Делон не пьет одеколон
Фотографий со сварщицей было десятка три или четыре, а продавал их профессиональный антиквар из Екатеринбурга с забавной аватаркой – актером Сергеем Юрским в роли дяди Мити из фильма «Любовь и голуби». Для такой категории людей интернет-аукцион – это место работы, точнее, основной источник доходов. На продажу у «дяди Мити» выставлено семь с половиной тысяч лотов – в основном старые советские значки и фотографии. Как правило, все это скупается у других антикварных дилеров в виде семейных архивов и затем распределяется по темам, интересным покупателям-коллекционерам: кто-то купит фотографии красноармейцев или советских модниц в шляпках, а кто-то – значки с олимпийским мишкой и первомайские открытки. Доход формируется из разницы между закупочной и продажной ценой.
Вот у него-то мы и разжились фотографиями из альбома комсомолки-сварщицы. Ее рабочая специальность как-то не вписывалась ни в одну из тем коллекционирования, разве что «быт советских общежитий», но нас она привлекла тем, что работала девушка на строительстве Волжского автомобильного завода.
История ВАЗа хорошо известна: 15 августа 1966 года в Москве глава итальянского концерна Fiat Джованни Аньелли и министр автомобильной промышленности СССР Александр Михайлович Тарасов подписали контракт по созданию автозавода в городе Тольятти, а 3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил его Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И тысячи молодых людей из разных городов по призыву комсомола рванули в Тольятти – возводить завод-гигант. Среди этих тысяч была и девушка-сварщица с фотографий, имя которой мы даже не знаем. Как утверждал «дядя Митя», снимки он выдрал из альбома, очевидно, на нем и было написано, что это строительство Волжского автозавода. И еще известна дата – 1968 год. Что поделать, по отдельности фотографии быстрее продаются.
Шесть снимков рисуют нам повседневную жизнь строительницы автозавода. Конечно же, есть фото на рабочем месте в маске и со сварочным аппаратом в руках. На другом снимке запечатлены сварщица и две ее подружки, очевидно, в общежитии праздник. Все – в коротких платьях и с укладками на головах. А вот и сам праздник: на столе тарелка с ватрушками, салатик, крупно порезанный хлеб, пиво в бутылках, граненые стаканы и эмалированные кружки. Еще на одном фото – свадьба одной из подруг: жених и невеста в скромных нарядах у входа в такой же скромный тольяттинский ЗАГС.
Быт общежития тоже не блистал роскошью, да и по-другому быть не могло. На снимке с самой сварщицей видны трубы отопления и крашеные деревянные полы, металлические кровати с упругой и скрипучей сеткой поставлены вплотную друг к другу, на стене наклеены открытки с цветами и фотопортрет Алена Делона – мужчины-мечты многих советских девушек. В СССР Ален Делон стал известен в начале шестидесятых годов, после того как в советский прокат вышли фильмы «На ярком солнце» и «Рокко и его братья». В обиход даже вошло выражение «красив, как Делон», а до известного рефрена Ильи Кормильцева про одеколон было еще далеко.
Как сложилась жизнь сварщицы после завершения строительства ВАЗа – тоже неизвестно. Из строителей тогда формировали трудовые коллективы завода, возможно, она потом трудилась на конвейере, а может быть, уехала на другую комсомольскую стройку. «Дядя Митя» утверждал, что альбом пришел к нему из Волгограда. Если сварщице в 1968 году было лет двадцать с чем-то, то сейчас должно быть уже за семьдесят. Жива ли она? Обычно такие альбомы появляются на интернет-аукционах после смерти владельца…
Медаль за труд
Стройка ВАЗа действительно была ударной, что доказывает памятная медаль из тяжелого металла, выпущенная по случаю ввода в строй КВЦ – корпуса вспомогательных цехов в декабре 1969 года. Менее чем за два года до этого, 14 января 1967 года, был вырыт первый кубометр земли под строительство КВЦ – самого первого цеха будущего Волжского автозавода. Здесь изготавливались станки и инструменты для основного производства – об этом говорит знак с циркулем, штангенциркулем и шестеренкой на медали. Сколько стоила такая медаль в 1969 году – неизвестно. Цена на ней не указана, и, скорее всего, она была подарочной. Нам она досталась в Москве за 700 рублей на интернет-аукционе Auction.ru. О том, кому принадлежала эта медаль, ничего выяснить не удалось. Наверное, и у нашей сварщицы тоже могла быль такая – выпустили их в большом количестве.
Красное игристое вино
На фотографии с застольем в общежитии этикетка на бутылке пива неразличима, но наверняка это было местное «Жигулевское». Как известно, автомобиль «Жигули» получил свое название в честь одноименной горной возвышенности на правом берегу Волги. Эти же горы дали название и пиву, которое выпускал Жигулевский пивоваренный завод, расположенный в Самаре.
Но не пивом единым жив регион. Удивительно, но Самарская область хоть и не Бордо, и не Тоскана, но виноградники в ней есть – это самая северная виноградная плантация в нашей стране. Расположена она в селе Сколково, не имеющего никакого отношения к подмосковному инновационному центру. Но это сейчас, а в советское время?
В городе Череповец мы купили бутылку от «Тольяттинского». В советское время шампанское стоило 5 рублей 50 копеек, и вряд ли сварщицы могли его себе позволить. Название вина, кстати, вполне себе итальянское – в 1964 году город Ставрополь-на-Волге переименовали в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. «Просекко Тольятти» – звучит? О строительстве автозавода тогда никто не помышлял, но выбор города с таким названием потом заставил поморщиться итальянскую сторону: капиталист Аньелли к коммунисту Тольятти относился с презрением.
Выпускал «красное игристое вино» Тольяттинский комбинат шампанских вин. Что служило сырьем – местный виноград или привозимый в цистернах виноматериал – неизвестно. Найти какую-то дополнительную информацию о комбинате не получилось. Поисковик выдает только ссылку на современный винзавод «Тольяттинский», но он не имеет никакого отношения к советскому, так как основан в 1993 году. Находится, кстати, в Автозаводском районе. Последняя новость на сайте – от 23 августа 2018 года, а в интернете – от 2 августа 2019 года о том, что арбитражный суд Самарской области аннулировал лицензию винзавода из-за обнаружения экзогенных спиртов в одном из сортов вина. То есть ни с вином, ни с автомобилями в Тольятти как-то не все удачно складывается. Как в анекдоте: «Вы говорите, руки не из того места растут? Место проклятое».
Выпивка по талонам
Крушение Советского Союза в 1991 году перевернуло все с ног на голову. Это касалось и автомобилей, и алкоголя. Во времена «застоя», чтобы купить «Жигули», надо было долго стоять в очереди и ждать заветного талона на его получение, зато любое вино, шампанское или водка свободно продавались в магазине. После распада СССР ситуация изменилась: «Жигули» мог приобрести любой желающий при наличии денег, а спиртные напитки стали продавать по талонам.
Один такой талон мы выловили на интернет-аукционе «Мешок». Напечатан он был в 1992 году в типографии Волжского автозавода – там же, где печатали инструкции и сервисные книжки к автомобилям. Продавец, кстати, из Тольятти. Талон не заполнен и не использован, хотя на нем уже стоит печать профкома «АвтоВАЗа».
Из всех «жигулевских» лотов этот талон интересен не только своей исторической ценностью, но еще и актуальностью. Сейчас вошло в моду ругать на чем свет стоит «лихие 90-е» и называть те годы источником всех бед современности, а еще – пугать ими противников «стабильности и преемственности». Мол, хотите перемен, будет вам снова разгул преступности, долги по зарплате и продукты по талонам. Так что талоны на водку в будущем могут еще и пригодиться в качестве типографского образца.
Наши покупки
Шесть фотографий из альбома сварщицы, 414 рублей – интернет-аукцион meshok.net
Бутылка из-под вина «Тольяттинское», 25 рублей – интернет-аукцион meshok.net
Медаль юбилейная, 700 рублей – интернет-аукцион auction.net
Талоны на водку, 280 рублей – интернет-аукцион meshok.net