Школьников вывели из СИЗО
Обвиняемым в подготовке массового убийства саратовским подросткам изменили меру пресечения
Саратовский областной суд освободил из-под стражи двоих школьников, подозреваемых в подготовке массового убийства. 15-летний ученик саратовской школы №14 Евгений помещен под домашний арест, его 14-летнему однокласснику Игорю назначена мера пресечения в виде запрета определенных действий. Ранее Волжский районный суд Саратова поместил обоих школьников в СИЗО. Следствие считает, что они планировали нападение на школу, в которой учились, и убийство не менее 40 человек. Позже школьники заявили, что ничего подобного делать не собирались, а оружие у них оказалось случайно.
Апелляционная инстанция Саратовского областного суда изменила меру пресечения двоим саратовским школьникам, обвиняемым в подготовке массового убийства. 26 февраля Волжский районный суд Саратова поместил 15-летнего Евгения и 14-летнего Игоря под стражу до 25 апреля.
Как сообщили в областном суде, апелляционные жалобы на решение о заключении под стражу подали адвокаты обвиняемых. Суд учел удовлетворительные характеристики обвиняемых по месту учебы и то, что им вменяется преступление, пресеченное на ранней стадии. Согласно новому решению суда, Евгению назначен запрет определенных действий: он не может выходить из дома в ночное время, пользоваться интернетом и телефоном и общаться со свидетелями по делу. Игорь помещен под домашний арест.
Как сообщал “Ъ”, ученики школы №14 Кировского района Саратова были задержаны сотрудниками УФСБ по Саратовской области 25 февраля на территории заброшенного бомбоубежища. По данным спецслужб, там они хранили в тайнике обрез охотничьего ружья, который якобы планировали использовать для нападения на школу. Как пояснили в центре общественных связей ФСБ, при нападении на учебное заведение школьники также намеревались использовать зажигательные смеси, инструкции по изготовлению которых нашли в интернете.
Крупнейшие теракты в учебных заведениях
Кроме того, как считает следствие, подростки состояли в «различных интернет-сообществах, пропагандирующих идеологию массовых убийств и суицида». Уголовное дело по ч. 1 ст. 30 и п. «а», «ж» ч. 2 ст. 105 УК России (приготовление к совершению группой лиц по предварительному сговору убийства двух и более лиц) по материалам регионального УФСБ возбудило следственное управление Следственного комитета России по Саратовской области.
Во время допроса, который проходил в ночь на 26 февраля, школьники признались в подготовке массового убийства в школе. Они рассказали, что план массового убийства у них возник около года назад из чувства мести. В результате нападения, которое якобы планировалось в мае, должно было погибнуть до 40 человек. Обвинение подросткам предъявили 4 марта.
Позже школьники отказались от собственных показаний. Член Общественной палаты (ОП) региона Николай Скворцов, побывавший в СИЗО, рассказал, что сомневается в том, что преступление действительно готовилось. По его словам, у школьников были частые конфликты с одноклассниками, а администрация школы не принимала мер к их урегулированию. «Каждый вечер парни мечтали поквитаться со своими обидчиками. Шли и фантазировали, как они всех побьют, взорвут и уничтожат»,— сообщил он в соцсетях.
В день задержания, по словам господина Скворцова, школьники были в бомбоубежище с подругой, с которой познакомились в соцсетях.
«Девочка пошла гулять по бомбоубежищу и нашла ящик. В ящике были книги и обрез. Патронов не было. Парни взяли обрез в руки и бегали по бункеру. Добегались. Девочки нет. Ее след простыл. Мальчики в СИЗО»,— сообщил Николай Скворцов в соцсетях.
При этом он отмечает, что теперь школьники не понимают, как им удалось оговорить себя. «Их не били, не пытали. Если не считать ночного допроса и сна на стульях в кабинете следователя»,— добавил член ОП.
Об этом же заявила и уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя. «То, что они сказали на камеру, сами не знают, как так сказали. Но сейчас говорят, что никого убивать не собирались. Женька говорил, что к людям относится хорошо. Игорь — что люди врут и он не верит никому»,— сказала детский омбудсмен.
Адвокаты школьников говорят, что сейчас обвиняемые отрицают вину, но давать дополнительные комментарии на этом этапе следствия защитники пока не могут.
«Мы пока сами не очень понимаем, что за девочка была в этом деле и откуда возникло оружие»,— сказал “Ъ” адвокат Евгения Руслан Степнов.
Председатель Общественной наблюдательной комиссии Саратовской области Владимир Незнамов говорит, что рад освобождению школьников. «Из беседы с ними сложилось впечатление, что, кроме слов о том, что они пытались кого-то убить, ничего не было. Им хотелось отомстить обидчикам, но у кого в детстве таких мыслей не было? Мне кажется, что их желание совершить нападение на школу сильно преувеличено. У меня нет материалов следствия, но я рад, что, пока идет расследование, они хотя бы смогут учиться и окончат восьмой класс»,— отмечает господин Незнамов.