С военно-сакрального на русский

№ 8 ВЦИОМ замерил религиозный пульс страны

Родная речь

«Патриарх Кирилл заявил, что полагает возможным там, где общины к этому готовы, некоторые чтения за богослужением давать на русском языке. Опрос ВЦИОМа показал, что 74 процента православных христиан в России поддерживает его инициативу». Я для себя много лет самостоятельно проводил опрос разных людей, и мало кто был против родного русского языка для использования в богослужениях. Всегда говорят, что если будет все понятно и осмысленно, то люди придут в церковь, а не будет, то и не придут.

Oleg Ermolaev

Трудности и пережитки

«РПЦ вот-вот откажется благословлять ракеты и начнет служить на русском языке… Возможно ли это?» Вполне. Время быстро летит. Скоро вместо нас встанут наши дети. Заваливать им вход в церковь пережитками, искусственными трудностями — преступление. Церковь должна быть мирной, богослужение понятным.

Ольга Волкова

Не надо опускать уровень

Кому-то очень хочется нагадить церкви. Да, церковь больна, в храм народ зачастую прёт, как на развлекалово в торговый центр. Но не надо опускать уровень церковной жизни до уровня гамадрилов — надо людей из гамадрилов поднимать до человеческого уровня. А отказ от ведения службы на церковнославянском автоматически приведет к проблемам национального раскола на Украине, в Белоруссии и т.п.

Засадилов

Прекратить разговорчики

В РПЦ МП можно служить на алтайском, бурятском, японском, английском, немецком, испанском, татарском, якутском, алтайском, чувашском, белорусском — в общем более чем на 15 языках. Только на русском нельзя. Никак. Мне известны как минимум три случая запрета священникам служить по-русски. И знаю епархию, где правящий архиерей на епархиальном собрании предупредил о наказании, если узнает просто о разговорах между священниками о «русском языке в богослужении».

Алексей Субочев

Эпоха просвещения

После такого опроса я бы направил все силы на то, чтобы просвещать народ, образовывать, учить церковнорусскому языку и церковнославянскому, чтобы каждый мог выбрать, какому языку ему учиться, куда ходить на молитву. Если народ не просвещен, то давайте просвещать его, чтобы в церкви было больше тех, кто понимает оба языка или хотя бы тот, на котором идет служба.

Andrey Savik

Православные мантры

На службе в храме произносится набор неких таинственных «православных» слов. Понимать их совершенно ни к чему, они как мантры, понятны, впитаны с молоком матери, можно сказать, исцеляют. Что непонятного в «Отче наш, иже еси на небеси»? Перевод на современный русский может получиться не гладкий, непривычный. Я изучала церковнославянский в универе. Очень легкий язык, запомнить несколько правил, где буквы меняются в зависимости от положения в слове, не составит труда даже ребенку. Было бы желание. Тем более что это наша история, разве она не стоит того, чтобы освоить пару правил? В церковь мы ходим иногда, чтобы поговорить с Богом, а песнопения идут как фон. Безумно красивые гармонии, чистые голоса, древний язык. Ощущение погружения в эпоху предков. Это лечит, заряжает энергией.

Nika Zak

Вера как фон

Те, кто иногда заходят в храм и не очень «в теме», воспринимают происходящее как нечто «православное», набор сильнодействующих образов: золото, свечи, ладан, росписи, полусказочные облачения, смутно понятные возгласы и песнопения. Вырабатывается навык присутствовать на фоне.

Ольга Рябичева

Елико есть

Кто там утверждает, что церковнославянский — это просто и понятно? Переведите без интернета: «Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание. Любовию же, Дево, песни ткати спротяженносложенныя неудобно есть. Но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь». А еще лучше — давайте сразу вести богослужение на греческом, как в Византии родимой и было заведено. Чего мелочиться!

Анна В.

Разрешите помолиться

Аргументы «Не понятно? Ну так возьми и выучи! Сложно что ли?» никуда не годятся. Сложно! Знаете, почему у нас литургию перевели на мордовский, чувашский, алтайский языки? Потому что учить церковнославянский сложно, тем более воспринимать его на слух! Знаете, почему католики разрешили служить на местных языках? Потому что учить другой язык сложно! Я сам удивился результатам опроса, что 74 процента (три четверти!) наших граждан не смогли перевести простую строку «Отче наш» — одну строку! А сложные изменяемые части, которые читают кое-как (а как будешь правильно читать, если читаешь редко), как разобрать со слуха? Как понять все паремии, гимнографию разнообразную, ектеньи? Ну, хорошо, пусть кому-то это легко. Но разрешите тем, кому сложно, молиться в храме на родном понятном языке! Пусть это будет один храм в городе!

Андрей Захаров

Переосмысление всего

Некоторые священники боятся русского богослужебного языка, так как подсознательно чувствуют, что сами ничего не сделали для сохранения церковнославянского, для настоящего просвещения народа. Поэтому они боятся, что если придет русский язык, то церковнославянский просто тихо умрет, а с ним и его красота и глубина. И придется им на старости лет учиться новой службе, так как придет не только язык, но и переосмысление всего богослужения. А его не переосмысливали с патриарха Никона, наверное.

Протоиерей Вячеслав Баскаков


Уверенный пессимизм

№ 8 Российский бизнес настигла депопуляция

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Денег нет

«С рынка исчезли свыше 48 тысяч компаний, работавших от пяти лет и более, 64,7 тысячи четырехлетних компаний или, допустим, 85,7 тысячи трехлетних». Так ведь и госпредприятия особо не процветают, а если нет денег у большинства, то и частное предпринимательство умирает. Надо, чтобы денежная масса росла, та, что крутится между людьми, а не крупный капитал.

Акватор

Мелочь не нужна

А зачем он, этот малый бизнес? Это что, какая-то ценность сама по себе? Нужно же, видимо, ориентироваться на пользу от него. Вот, в 1990-х были толпы мелких торговцев, сетевые магазины еще не появились, кругом был базар. В каждом магазине можно было купить все — от продуктов до стройматериалов. Граждане ворчали: «Сельпо». Потом началась специализация, укрупнение — мелочь разорилась, теперь вместо нее сетевые монстры. Кому от этого стало хуже? Мелочь должна выполнять какую-то функцию, и очевидно, что в РФ эта функция не востребована.

Alexha

Открыто!

Выбывших предприятий намного больше, чем показывает официальная статистика. Просто отчитываются фирмы по нулям, а в статистике они числятся как существующие. Закрыть фирму тягомотно.

Людмила Личман

Письма читала Наталья Радулова

Вся лента