«Нашими конкурентами станут картофель с морковью»

Как коронавирус и курс валют повлияли на российскую модную индустрию

Модные бренды отменяют показы и мероприятия, сокращают рекламные бюджеты и жертвуют средства на борьбу с коронавирусом. Некоторые фабрики в Китае, ранее выпускавшие спортивную обувь известных брендов, сегодня переформатированы под производство стерильных масок. Карантинные ограничения, по оценке экспертов, продлятся как минимум до конца марта, и уже сейчас с большой долей вероятности можно предположить, что они будут продлены до начала июня включительно. «Коммерсантъ Стиль» побеседовал с представителями фэшн-индустрии, чтобы выяснить для кого пандемия, уже официально признанная ВОЗ, рискует оказаться катастрофической, а кто в этой ситуации наоборот может и заработать.

Последствия эпидемии для фэшн-индустрии очевидны уже сегодня. Вирус внес свои коррективы в работу производств (опасаясь коронавируса, сотрудники остаются дома), что приводит к задержке поставок. Это сказывается на индустрии наихудшим образом из-за сезонной природы товаров, большую часть которых производят китайцы (напомним, Китай — крупнейший производитель и экспортер пластика и полиэстера). Из чего можно сделать вывод, что процесс создания грядущих осенне-зимних коллекций нарушен — настолько мы стали зависимы от Китая из-за стремления компаний экономить на издержках. Действия, предпринимаемые крупными брендами, говорят нам о том, что в действительности мало кто представляет, что происходит с миром и экономикой прямо сейчас. Мы задали русским игрокам фэшн-рынка вопросы, чтобы выяснить, как обстоят дела в России.

Что происходит с поставщиками сегодня

Сегодня в наиболее сложном положении находятся производители люксовых товаров, чьи офисы и производства расположены в Италии. На сегодняшний день они практически «обездвижены». Например, итальянский регион Венето, ключевой производственный центр для таких брендов, как Diesel, Luxottica, Louis Vuitton,— сообщает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

Виктория Андреянова

Виктория Андреянова, дизайнер, основательница бренда Victoria Andreyanova

— Мы зависим от импорта: нитки, подкладка, тесьма, ткани. Даже, если мы закупаем в России, то наши поставщики закупают это в Китае или Европе. Сейчас идет период байерской сессии. Себестоимость сформирована в логике старого курса валют. Заказы размещены. Байеры закрыли бюджеты. Если конвертировать цены, есть вероятность, что байеры откажутся от своих закупок. Ситуация непредсказуемая. Вот другой сценарий: у меня есть складская программа по тканям, я закупила достаточно для производства следующего сезона. Сейчас я в плюсе, потому что сохраню и цены для байеров, и свою маржу. Но только на один сезон. И гарантий, что рынок вообще будет адекватным к моде нет никаких! Общий спад дохода в стране также повлияет на индустрию — нашими конкурентами станут не только другие пальто, но и картофель с морковью.

Алена Ахмадулина

Алена Ахмадуллина, дизайнер, основательница бренда Alena Akhmadullina

— Все поставки тканей и фурнитуры из Италии для коллекций Alena Akhmadullina планируются в сроки, никаких задержек нет. Так что никакой паники, мы работаем по графику.

Пресс-офис Uniqlo

— Из-за ситуации с коронавирусом мы столкнулись с некоторыми задержками в производстве и поставках вместе с нашими партнерскими фабриками в Китае, что привело к нескольким незначительным задержкам в датах запуска коллекций, в том числе в России. У бренда UNIQLO нет собственных фабрик. Исходя из официальной информации, ситуация в Китае нормализуется, и расположенные там наши заводы-партнеры сейчас работают в штатном режиме.

Александра Калошина

Александра Калошина, основатель группы текстильных компаний Solstudio Textile Group, основатель бренда Radical Chic

— С Италией наша компания связана по двум направлениям: печать на ткани и поставки шелка. Сейчас фабрики, с которыми мы сотрудничаем, работают в обычном режиме. Отличие лишь в режиме наибольшего благоприятствования и повышенного внимания к людям из возрастной группы старше 60 лет. При малейшем недомогании они могут остаться дома. Также регулярно проводятся инспекционные меры, направленные на снижение риска заражения.

Говоря о поставках шелковых тканей класса «люкс», наши итальянские партнеры сделали очень интересное наблюдение: в целом из-за состояния экономики запасы шелка в Италии, сделанные еще около года назад, превышают запросы на этот вид материала. В связи с коронавирусом и, соответственно, снижением покупательской способности, без всякого сомнения, потребление шелка снизится еще больше, поэтому никакой угрозы исчезновения этого материала нет.

Дарья Самкович

Дарья Самкович, основатель бренда I AM Studio

— Фабрики, где мы закупаем ткань, пока работают, потому что там еще не было зарегистрированных случаев. Если будут заболевшие, то фабрику, конечно, закроют на двухнедельный карантин. Пока товар отгружают в срок. В Китае смягчили карантин в центре распространения коронавируса — постепенно все начинает функционировать, однако, у разных фабрик разные ситуации. У нас были заказаны пряжки из Китая еще до Нового года, со сроками до сих пор не понятно. Процесс с тканями более устойчивый. Никто не может ничего предсказать, но мы надеемся на лучшее!

Евгения Линович

Евгения Линович, основатель бренда Masterpeace

— Наши основные поставки идут из Италии и Испании, а они, в свою очередь, покупают основу в Китае. Они задержали поставку нам, а мы, соответственно, всему миру. Чтобы этого избежать, нам пришлось заказывать точно такие же ткани в Турции, но уже огромными тиражами, что, естественно, отразилось на моих финансах. Но я надеюсь, что те поставки, которые я должна выполнить в мае и июне, у меня получится выполнить вовремя. Я стала активно смотреть, что предлагают на нашем рынке, что уже закуплено. Выбор, конечно, не такой разнообразный, но я буду стараться по максимуму что-то заменять. Мир моды стал слишком зависим от дешевого китайского производства.

Прогнозы: когда проявятся основные последствия пандемии

Представители американского бренда одежды Woolrich, для которых Италия и Россия — одни из самых важных рынков

— Пока мы не можем сделать прогноз по среднесрочным и долгосрочным последствиям глобальной эпидемии коронавируса. Как и все остальные, мы также наблюдаем снижение трафика в некоторых наших магазинах, особенно это заметно в больших городах. Мы постоянно отслеживаем ситуацию вместе с нашими местными партнёрами и будем принимать дальнейшие решения в зависимости от развития ситуации. С момента начала эпидемии обеспечение безопасности и здоровья наших сотрудников по всему миру было и останется приоритетом.

Анна Лебсак-Клейманс

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group

— Длительность проблемного этапа зависит от того, насколько быстро будет преодолен пик эпидемии и от того, насколько эффективными будут геополитические решения, в частности по проблеме «нефтяного противостояния».

Тем не менее, даже в случае развития самого позитивного сценария, с точки зрения «человеческого фактора», моментального восстановления индустрии ждать не стоит. Стремление избегать общественные места будет иметь пролонгированный эффект, и тенденция перетекания люксовых покупок в online-каналы будет нарастать еще большими темпами.

Вскоре мы можем обнаружить, что история рынка поделилась на «до» и «после» эпидемии.

Глобальная взаимозависимость стала совершенно очевидной, и логично ожидать, что в результате данной «шоковой терапии» произойдут изменения в системе ценностей и приоритетов. Например, более активно проявит себя тренд на рост ценности здоровья, новых правил сосуществования в едином информационном поле и ценность эко-баланса, отказ от перепроизводства и перепотребления. И это окажет влияние и на индустрию люкса.

Анатолий Цоир

Анатолий Цоир, соучредитель компании Arctic Explorer

— В ближайшее время начнутся сбои в поставках фурнитуры из азиатских стран, что приведет к задержкам выпуска готовой продукции. Таким образом, мы ожидаем дефицита продукции сезона осень-зима 2020/21, возможно это вынудит многие бренды искать других поставщиков фурнитуры и готовой продукции.

Дарья Самкович, основатель бренда I AM Studio

— Не могу точно прогнозировать, что будет происходить с промышленностью, проблемы уже начали появляться, но пока они не критичны. Все будет зависеть от развития эпидемии, в данный момент глобальных и видимых трансформаций в моде я не замечаю. Мы переживаем о сроках поставки сырья для коллекции FW 20/21, поэтому ищем альтернативу в России. Главное не впадать в массовую истерию, продолжать работать и бережно относится к своему здоровью.

Светлана Родина

Светлана Родина, основатель бренда Loom by Rodina

— Люксовые бренды, разумеется, понесут значительные убытки, учитывая, что китайские байеры закупают больше, чем кто-либо другой. Именно они в последние 10 лет поддерживали индустрию. Крупные компании, конечно, смогут оправиться после окончания эпидемии — вопрос в том, когда это произойдет. А вот для молодых независимых брендов последствия, скорее всего, будут катастрофическими. Спад продаж для них означает не временные трудности, а отсутствие денег на дальнейшее существование.

Недели моды и мероприятия

Крупные зарубежные компании с развитием COVID-19 во многих странах мира придерживаются самых строгих рекомендаций и протоколов, рекомендованных местными и международными властями. Россия — не исключение. Вернувшихся из Милана и Парижа пиар-специалистов зарубежных брендов просили самостоятельно провести карантин на 14 дней. Самоизоляция и работа из дома — самые распространённые практики среди сотрудников в индустрии моды и прочих индустриях сегодня.

Осторожность распространяется и на проведение публичных мероприятий. Переносятся на неопределенный срок пресс-дни брендов. Только на этой неделе в течение суток стало известно об отмене большой вечеринки Chanel, запланированной по случаю открытия нового бутика в ГУМе. Мы располагаем официальным комментарием от пресс-службы бренда: «Сhanel всегда старается, чтобы мероприятия, на которые мы приглашаем, были максимально запоминающимися, вдохновляющими и дарили только позитивные эмоции. Мы прикладываем много усилий, чтобы они были организованы идеально, беспокоимся о комфорте и безопасности гостей. Поэтому в виду усложнившейся ситуации с распространением коронавируса не только в мире, но и в Москве мы не могли игнорировать данную угрозу и приняли нелегкое решение отменить мероприятие по случаю открытия бутика в ГУМе 12 Марта 2020 года. В настоящий момент команды Сhanel внимательно мониторят ситуацию и, конечно же, прорабатывают возможность переноса его на более позднее время, о чем мы обязательно сообщим дополнительно, как только будем уверены».

Следом стало известно об отмене показа круизной коллекции Max Mara, который должен был состояться в Санкт-Петербурге 25 мая.

Напомним, с 5 марта в Москве действует постановление, запрещающее проводить массовые мероприятия, в том числе спортивные, где участвует более 5 тыс. человек, в связи с угрозой распространения коронавируса до 10 апреля. В московском модном календаре одно из ближайших крупных мероприятий — Mercedes-Benz Fashion Week Russia, которое должно состояться с 31 марта по 4 апреля. Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и MBFWR, считает, что пока «оснований для переноса мероприятия нет». В Манеже на входе посетителей будет встречать система дистанционного измерения температуры тела, будет увеличено количество бригад скорой медицинской помощи, дежурящих на мероприятии, и частота санитарной обработки. «На следующий сезон перенесены приезд жюри и показы зарубежных дизайнеров — победителей инициативы Global Talents, дизайнерский шоу-рум POP-UP SHOP с участием более 100 итальянских байеров и шоу-румов, а также ряд других интернациональных проектов. — рассказывает Александр Шумский. — Наши дизайнеры в свою очередь продолжают активно готовиться к показам, проделана большая работа».

Никита Шаповалов, основатель агентства L’Appart PR, ставшего официальной пресс-службой другой Недели моды, отмечает, что «ни площадка Гостиного Двора, как основного места проведения мероприятий в рамках Недели, ни выносные площадки, на которых пройдут некоторые показы, не способны одновременно вместить указанное мэром количество зрителей». Организаторы планируют в сотрудничестве с официальным партнером Московским Метрополитеном установить на входах на площадки «специализированное контрольное оборудование и раздавать посетителям одноразовые медицинские маски. «Возможно — ограничивать контактное общение гостей мероприятий с участниками показов. Пока же в ситуации не произошло критических изменений, мы намерены выполнить все многосторонние обязательства по организации и проведении Недели моды в Москве, пусть и в частично не традиционных форматах»,— заверил редакцию «Коммерсантъ Стиль» господин Шаповалов.

Светлана Родина, основательница бренда Loom by Rodina

— Вопрос о том, насколько реально нужны и актуальны Недели моды в их текущем виде, обсуждается давно. Я считаю, что сложившаяся ситуация, когда дизайнеры вынуждены массово отменять свои показы, заставит задуматься, действительно ли этот формат помогает продавать одежду и укреплять бренд. Кризис всегда катализатор перемен. С новым ограничениями на показах не будет ни зрителей, ни байеров, ни прессы.

Какая мера, предпринимаемая фэшн-игроками становится самой эффективной

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group

— В данный момент никаких конкретных мер не предпринимается. Компании ничего не планируют, а вынужденно реагируют на развивающуюся ситуацию, каждый день принимая какие-то новые локальные оперативные решения, как, например, закрытие магазинов в Китае или перевод офисных сотрудников на дистанционный режим работы в Италии и в Нью-Йорке. Системные меры и стратегии будут зависеть от дальнейшего сценария событий, когда они станут более логичными и предсказуемыми.

Анатолий Цоир, соучредитель компании Arctic Explorer

— На наш взгляд, пока фэшн-бренды извлекают из ситуации новые возможности в сфере рекламного хайпа, бренды переносят показы и отменяют мероприятия — это тоже своего рода пиар. Мир же люкса может изменится только в сторону подорожания изделий, так как приостановится размещение заказов на дешевых фабриках и начнется процесс локализации производства на родине брендов.

Что предпринимают русские дизайнеры, чтобы минимизировать потери

Евгения Линович, основательница бренда Masterpeace

— Нужно больше рассчитывать на свой рынок, но с этим связаны определенные сложности. Бренд Masterpeace относится к люксовому сегменту, пусть и проходит по нижней границе — одна вещь в продаже стоит около 30 тыс руб. В России гораздо лучше чувствует себя middle-сегмент с ценами не более 15 тыс руб за вещь. К тому же, мы выпускаем только круизные коллекции, а подобный сезон в нашей стране не круглогодичный и поэтому приходится принимать экстренные решения. Раньше мы никогда не брали маленькие заказы, например, с Ближнего востока, потому это не слишком выгодно с точки зрения доставки, но теперь мы принимаем заказы и до 10 тыс долларов. Приходится быть менее разборчивыми. Но я все равно считаю, что из любой ситуации можно извлечь урок. Сейчас я хочу попробовать создать коллекцию по более доступным ценам, эксклюзивно для России.

Фото: East News

Анатолий Цоир, соучредитель компании Arctic Explorer

— Ищут возможности производства в России. Наш бренд производится в России, сейчас мы тестируем и закупаем ткань и фурнитуру российских производителей. В данный момент работаем над переносом полного цикла производства в Россию, ищем подходящих поставщиков пуха и фурнитур для наших коллекций. Нам важно, чтобы наши коллекции несмотря ни на что были конкурентоспособны по отношению к зарубежным брендам.

Как «черная полоса» влияет на потребление люкса

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group

— Продажи люкса резко снизились практически на всех основных рынках сбыта. На текущий момент парализованы или частично заморожены крупнейшие рынки продаж люксовой продукции — Китай, Япония, Италия. Нестабильность мировой экономики оказывает прямое негативное воздействие даже на самых крупных игроков рынка люкса, уязвимого к фондовым колебаниям. Возможно, самый крупный миллиардер, пострадавший от вируса — это глава LVMH Бернар Арно. С января 2020 года акции LVMH упали на 24%, опустившись в стоимости с 110 млрд до 80 млрд долларов всего за два месяца.

В России, вспоминая две волны кризисов 2008 г. (мировой) и 2014 г. (локальный) можно резюмировать, что в случае резкого падения курса рубля происходит кратковременный всплеск продаж, который сменяет период стагнации спроса.

Всплеск продаж связан с тем, что в момент обрушения рубля в течении какого-то времени сезонные цены у топовых люксовых брендов продолжают оставаться неизменными и люди поспешно конвертируют «тающие» рубли в «несгораемые» дорогие аксессуары и ювелирные украшения. В случае дальнейшего снижения курса рубля такой временный эффект возможен и в 2020 г. Но за ним обычно следует временная стагнация спроса.

Методы, которые использовали люксовые ритейлеры в прошлые кризисные волны — это сокращение объемов новых закупок, пролонгированные продажи «классики», длительные распродажи остатков на собственных площадях. При этом фокус закупки новых коллекций смещается в сторону эксклюзивных моделей, «почерковых» изделий брендов, лимитированных коллекций, и изделий из экзотических материалов, ориентированных на сегмент самых состоятельных покупателей.

Пресс-служба ЦУМа

— В условиях закрытия границ сначала для китайских тургрупп, а потом и для индивидуальных туристов из Китая, мы не могли не заметить снижение туристического потока в ЦУМе. Но рост числа китайских покупателей традиционно начинается с мая, а пик приходится на летние месяцы, поэтому сейчас делать прогнозы по продажам преждевременно.

Так, с начала марта мы наблюдаем устойчивый рост продаж ЦУМа — как в самом универмаге, так и на сайте TSUM. ru. Рост продаж в целом по ЦУМу составил около 20%, при этом самые высокие темпы роста — на уровне +30% — у категорий аксессуаров, которые традиционно пользуются большим спросом в праздники. В ближайшее время мы также ожидаем рост интереса покупателей в связи с тем, что ЦУМ не планирует повышать цены на товары, представленные в самом универмаге и на сайте TSUM. ru. С учетом этого, цены на самый широкий ассортимент модных брендов в ЦУМе сейчас на 10–20% ниже, чем в бутиках Европы и на зарубежных сайтах.

Елена Кравцун

Вся лента