С вирусом не торгуются
Трафик магазинов обвалился
Негативный информационный фон из-за пандемии коронавируса и обвала рубля привел к резкому снижению Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м) московских торгцентров. На неделях перед 23 Февраля и 8 Марта этот показатель оказался почти на 10% хуже прошлогоднего. Данные самих ритейлеров еще менее утешительны. Сети фиксируют падение посещаемости магазинов в крупных торгцентрах на 20%, а товарооборота — на 30%. Торговую недвижимость ждет кризисный год, в который арендодателям придется подстраиваться под арендаторов.
Shopping Index на седьмой (с 17 по 23 февраля) и девятой (с 2 по 8 марта) неделях 2020 года сократился на 8,9% и 9,7% соответственно относительно тех же периодов прошлого года. Такие данные приводит Watcom Group. Ранее показатель демонстрировал положительную динамику: на шестой неделе (9–14 февраля) рост относительно аналогичного периода прошлого года оценивался в 6,5%. Президент Watcom Group Роман Скороходов связывает снижение Shopping Index с комплексом факторов: на потребительское поведение повлияли негативный информационный фон из-за распространения коронавирусной инфекции, ухудшение экономической ситуации и общее снижение интереса к гендерным праздникам. Еще одним возможным фактором он называет теплую погоду, которая могла стимулировать москвичей чаще бывать на улице.
В сети «Республика» подтвердили “Ъ” снижение трафика в магазинах сети в торгцентрах. Хотя связывает эту традицию ритейлер с общемировой тенденцией и постепенным переходом продаж в онлайн. С середины февраля в магазинах сети «Читай-город-Буквоед» падение трафика варьируется в диапазоне от 10% до 20%, рассказывает ее гендиректор Михаил Иванцов.
Четко выраженная негативная динамика, по его словам, наблюдается в крупнейших торгово-развлекательных центрах, для стрит-ритейла эффект пока ниже.
Собеседник “Ъ” на рынке торговой недвижимости добавляет, что в конце февраля — начале марта товарооборот ритейлеров в торгцентрах сократился в среднем на 10–15%, в некоторых случаях доходит до 30%. Ведущий аналитик «Магазина магазинов» Ярославна Шилова добавляет, что сильное падение продаж сейчас происходит в сегменте fashion.
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов уверен: рынок торговой недвижимости ждет сложный год. «Системные проблемы, падение трафика и постепенное снижение интереса к гипермаркетам существовали уже давно, сейчас к ним добавились конъюнктурные — коронавирус и обвал рубля, впереди — сезонное летнее снижение покупательской активности»,— объясняет он. Арендодатели вынуждены активно идти навстречу арендаторам. Михаил Иванцов подтверждает, что сети уже активно предлагаются скидки по аренде. Замруководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield Татьяна Дивина считает, что в ближайшие полгода-год будут пересматриваться договоры аренды в торгцентрах. «Вполне вероятны замедление переговоров или их полная заморозка до стабилизации ситуации, исключением станут крупные сети, которые могут использовать турбулентный период для согласования более выгодных условий»,— поясняет она.
Господин Ванчугов рассказывает, что многие ритейлеры уже столкнулись с необходимостью сокращать занимаемые площади. «Активно развивались операторы индустрии развлечений, но они не могут занять все торгцентры»,— поясняет он. Эксперт ждет, что в дальнейшем на фоне активного развития сервисов доставки многие магазины будут работать в качестве складов. Руководитель отдела исследований JLL Владислав Фадеев считает, что период неопределенности из-за ценовой войны на рынке нефти и угрозы распространения коронавируса будет продолжаться как минимум ближайшие полгода. На этом фоне, по его прогнозам, ближайшие месяцы число посетителей торгцентров будет сокращаться.
Гендиректор CBRE Владимир Пинаев ждет, что текущая ситуация заметно отразится на результатах ритейлеров за первый и второй кварталы. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева тем не менее делает позитивный прогноз на год: товарооборот по итогам вырастет на 5–7%. «Трафик вернется в торгцентры, как только СМИ прекратят раздувать панику»,— рассуждает она. Но Татьяна Дивина напоминает, что трафик — сейчас не единственная проблема ритейлеров: пережив падение продаж из-за аномально теплой зимы, одежные сети столкнулись с задержками или вообще заморозками пошива и поставок коллекций из Китая. «Даже если потребители вернутся в торгцентры, предложение может быть очень ограниченным»,— резюмирует эксперт.