Старый план лучше новых двух
Диана Галиева об особенностях национальной конкуренции
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на прошлой неделе внесла в правительство проект нового плана развития конкуренции на 2021–2025 годы — все детали его пока неизвестны, но уже очевидно, что документ унаследует декларативный характер действующего. При этом сама ФАС намерена рапортовать об успехах в выполнении ряда задач. Так, как сообщил на прошлой неделе замглавы ФАС Сергей Пузыревский, к 2020 году службе удалось обеспечить наличие во всех отраслях экономики «не менее трех компаний и одной частной», уменьшить число нарушений антимонопольного законодательства органами власти в 1,3 раза (план, впрочем, предполагал их сокращение как минимум вдвое) и т. п. Эксперты же отмечают, что роль службы в этих достижениях неочевидна, а количественный подход не учитывает отраслевой специфики.
При разработке нового плана ФАС обещала отказаться от «механического» количественного подхода — но не от переноса в него ранее не реализованных идей. Так, среди «старых» задач нового цикла проконкурентной политики — дерегулирование госмонополий, регулирование цифровой сферы, приватизация, развитие малого бизнеса и др. Службе уже несколько лет не удается получить одобрения правительством проектов о регулировании госмонополий (см. “Ъ” от 5 марта), не принят разработанный еще в 2018 году «пятый антимонопольный пакет» по регулированию «цифровых монополий», значительно ослаблена инициированная ФАС реформа ГУПов и МУПов. Из нереализованных идей по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в новый план войдет норма о введении перечня товаров, закупаемых только у МСП. Как сообщил господин Пузыревский, проект указа президента о новом плане внесен в правительство 10 марта и одобрен 15 ведомствами. Однако замечания к нему уже поступили от Минтранса, Минсельхоза, Минфина и др., и если вспомнить, что при подготовке действующего плана министерства добились сильного ослабления большинства наиболее спорных норм, становится ясно, что простым новый процесс согласования не будет.
Нереализуемой выглядит, например, идея об ограничении доли закупок госкомпаний у единственного поставщика до 5%: как ранее поясняла глава профильного департамента Минфина Татьяна Демидова, такие закупки позволяют госкомпаниям выполнять требования по импортозамещению, а его требует президент. При этом на фоне кризиса, вызванного коронавирусом, протекционизм будет только усиливаться: так, в минувшую пятницу, по данным “Ъ”, сенаторы направили Михаилу Мишустину проект, позволяющий госзаказчикам закупать продукцию у оборонных предприятий вообще без конкурентных процедур. На этом фоне ФАС можно начинать работу уже над планом и на 2026–2030 годы — его задачи, вероятно, значительно не изменятся.