Алкоголю готовы найти место в Сети
Что нужно для борьбы с нелегальным товаром
Минфин предлагает вновь разрешить продавать алкоголь в интернете. Запрет на такой формат торговли действует с 2007 года. Однако бизнес давно пытается оспорить эту норму. В пятницу, по данным газеты «Ведомости», Минфин внес очередной законопроект в правительство. Согласно документу, онлайн-торговля алкоголем будет вводиться поэтапно. Сначала, по плану министерства, в интернете разрешат продавать российские вина. В следующем году — пиво.
О крепком алкоголе речи пока не идет. Хотя именно этот сегмент мог бы быть востребован в России, уверен директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
«Интернет-торговля алкоголем существует в 100 странах. Причем абсолютно во всех цивилизованных странах с европейской культурой алкоголь давным-давно продается через интернет. В Европе только две отсталые страны, одна из них — бывшая советская республика в Прибалтике, где не продается. Но и там Евросоюз в ближайшие год-два обеспечит продажу, — отметил эксперт. — 90% продукции, которая продается в интернете на десятках тысяч сайтов, — нелегальная и суррогатная. Легализации торговли приведет к тому, что там будет продаваться только легальная продукция. А вся нелегальная торговля будет пресекаться моментально комплексом контролирующих мер. Точно так, как была легализована розничная продажа алкоголя в лицензированных торговых точках системы ЕГАИС в 2016-2017 годах. Там теперь нет нелегальной продукции, потому что система ЕГАИС все это отслеживает. Комплекс мер, предусмотренный в интернете, аналогично будет гарантировать и качество, и безопасность. Непокупку там малолетними детьми и прочим, и прочим. Минздрав против просто по инерции, просто потому, что Баба Яга всегда против. Это самый перспективный вид розничной торговли, во всем мире он признан. Это не значит, что он будет массовым и победит магазины, — маловероятно, но, тем не менее, до 20% алкоголя на западе продается через интернет, где-то 10, где-то 15. В России это будет игрушкой для богатых людей, никто за бутылкой пива или там даже за ящиком пива по 50 руб. туда не пойдет. Доставка дороже будет. Там не будет дешевой продукции, там будет дорогая, элитная продукция. Хотя на первом этапе не собираются запускать крепкую продукцию, а сначала винодельческую, но в перспективе, конечно, основной в России будет крепкая продукция, на втором месте будет вино».
Против инициативы Минфина выступают Минздрав и общественники. Новый формат торговли в очередной раз сделает алкоголь доступнее, что противоречит политике снижения потребления спиртного, утверждает руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев: «Говорить, что онлайн-продажа алкоголя уместна в наших реалиях, когда мы офлайн-рынок практически не контролируем, конечно же, преждевременно. Нам нужно навести порядок, систему учета борьбы с контрафактом и в целом защиту здоровья наших граждан. Каждое третье преступление по статистике — из-за алкоголя. Нет механизмов контроля непопадания в руки детей данной продукции. Здесь, безусловно, нужно идти по технологии понижения объемов потребления, нужно не расслаблять действующее антиалкогольное законодательство, а, наоборот, совершенствовать его, с точки зрения ответственности для мошенника, который продает контрафакт, и механизмов по сокращению объемов потребления алкоголя среди граждан».
Сейчас в интернете работают несколько тысяч сайтов, которые предлагают клиентам заказать и доставить на дом спиртные напитки. Ассоциация компаний интернет-торговли оценивает объем этого рынка в сумму от 2 млрд до 10 млрд рублей. Причем 70% нелегального товара приходится на крепкий алкоголь.