Пилоту ограничили скорость чтения
Дело о катастрофе SSJ 100 ждут в Генпрокуратуре
Как стало известно “Ъ”, следствие добилось ограничения в ознакомлении с материалами уголовного дела для бывшего командира экипажа SSJ 100 Дениса Евдокимова и его защиты до 20 марта. Пилот, по версии следствия, в мае прошлого года нарушил правила полетов или подготовки к ним, что привело к гибели 41 человека при посадке самолета в аэропорту Шереметьево. Свое ходатайство следствие мотивировало тем, что обвиняемая сторона затягивает чтение.
Фото: ГУ МЧС России по Московской области
Басманный суд Москвы рассмотрел ходатайство следователя главного управления по расследованию особо важных дел СКР Ивана Сибула об ограничении бывшего командира экипажа SSJ 100 Дениса Евдокимова и его защиты с ознакомлением с 50-томным уголовным делом. Поводом для этого, как считает следователь, послужил тот факт, что господин Евдокимов и его адвокат Наталья Митусова затянули этот процесс. В свою очередь, адвокат Митусова пояснила суду, что расследование по этому уголовному делу следователь Сибул закончил только в начале декабря прошлого года, после чего она с обвиняемым Евдокимовым начала изучать материалы. На это у обвиняемого и защиты уходит от двух до семи часов ежедневно, что, по версии адвоката, является активным чтением.
По словам госпожи Митусовой, речи ни о каком затягивании в данном случае в принципе не может быть.
Адвокат также обратила внимание суда на нарушение норм Уголовно-процессуального кодекса, допущенное следствием. По завершении всех следственных действий первыми знакомятся с материалами уголовного дела потерпевшие, однако, по словам адвоката Митусовой, следователь получил от всех потерпевших расписки об отказе от соответствующей процедуры. Когда, по ее словам, потерпевшие отказались, «знакомиться с делом начали мы». И тут все потерпевшие заявили ходатайства о том, что тоже хотят изучить материалы расследования, в чем следствие не могло им отказать. «Получается, что и мы, и потерпевшие параллельно читали уголовное дело»,— подчеркнула адвокат.
Суд в итоге ограничил ознакомление 20 марта.
Уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц) Следственный комитет возбудил 5 мая прошлого года. В тот день в SSJ 100 «Аэрофлота», вылетевший из Шереметьево в Мурманск, попала молния, которая вывела из строя часть систем и вызвала сбои в связи. Пилот решил вернуться в аэропорт вылета. Однако, по версии следствия, посадку совершил с превышением вертикальной и горизонтальной скорости и с большим углом атаки. Это привело к подпрыгиванию самолета от ударов о взлетно-посадочную полосу, а подломившаяся при этом стойка шасси пробила топливный бак, что вскоре вызвало пожар. 41 человек погиб, а ущерб только от уничтоженного самолета составил 1,5 млрд руб.
По словам адвоката Натальи Митусовой, 20 марта при подписании протокола ознакомления с материалами уголовного дела защита намерена заявить «значительное количество ходатайств, одним из которых будет возобновление предварительного следствия из-за нестыковок доказательств по делу и экспертиз». Если они будут отклонены, дело будет отправлено на утверждение обвинения в Генпрокуратуру, а оттуда — в суд.
Фотогалерея
Трагедия в Шереметьево
Пассажирский самолет SSJ 100 компании «Аэрофлот» в 18:03 вылетел из московского аэропорта Шереметьево, выполняя рейс SU 1492 Москва — Мурманск
Фото: AP
Вскоре самолет запросил экстренную посадку и вернулся в Шереметьево в 18:30. При аварийной посадке SSJ 100 загорелся
Фото: Reuters
На борту находились 73 пассажира и пять человек экипажа
Фото: Коммерсантъ / Роман Дорофеев
В результате пожара погиб 41 человек
Фото: Reuters / Nadezhda Polomoshnova
СКР возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц)
Фото: Федор Малинин / ТАСС
В «Аэрофлоте» сообщили, что причиной пожара стало возгорание двигателей после посадки воздушного судна в Шереметьево. Компания отмечала, что самолет вынужденно вернулся в аэропорт назначения «по технической причине»
Фото: Reuters
SSJ 100 традиционно считается в отрасли проблемным самолетом из-за частых неисправностей, в основном связанных с двигателями
Фото: Reuters
На момент катастрофы «Аэрофлот» был крупнейшим эксплуатантом SSJ 100 с 50 бортами в парке (считая сгоревший в Шереметьево)
Фото: Reuters
Для группы «Аэрофлот» это первая катастрофа с человеческими жертвами с 2008 года, когда разбился Boeing 737 в Перми
Фото: Reuters / Tatyana Makeyeva
Пострадавшие были доставлены в московские больницы и лечебные учреждения города Химки
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
Следствие рассматривало три версии катастрофы в Шереметьево: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, техническая неисправность и неблагоприятные погодные условия
Фото: РИА Новости
Глава Минтранс Евгений Дитрих (на фото) заявил, что не видит оснований для приостановки полетов SSJ 100 после катастрофы
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости
СКР заявил, что командир воздушного судна Денис Евдокимов осуществил грубую посадку на взлетно-посадочную полосу, а его дальнейшие действия, «совершенные с нарушением установленных правил, повлекли разрушение и возгорание самолета». В апреле 2020 года дело о крушении лайнера было направлено в суд
Фото: Следственный комитет Российской Федерации
Сам Денис Евдокимов вину не признает и утверждает, что причиной трагедии стало несоответствие лайнера нормам летной годности. По его словам, самолет потерял управляемость после попадания в него молнии
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин