Spotify зазвучит в России
Какие перспективы у музыкального сервиса
Музыкальный сервис Spotify заработает в России до начала лета. По данным Forbes, компания арендовала офис в Москве еще в конце декабря, и сейчас идут последние приготовления. Предполагается, что месячная подписка на Spotify обойдется в 169 руб. Почему крупнейший музыкальный сервис только сейчас запускают в России? И сможет ли он потеснить действующих игроков рынка? Выяснял Николай Долгополов.
Spotify — один из первых в мире стриминговых музыкальных сервисов. Он занимает более трети рынка. Компания планировала прийти в Россию еще пять лет назад, но в итоге тогда отказалась от идеи. Музыкальный критик ИД “Ъ” Борис Барабанов говорит, что главная причина — в непростых переговорах с артистами и звукозаписывающими компаниями: «Для мирового пользователя Spotify — самая привычная площадка для потребления музыки именно в стриминге. Главным предложением сервиса на рынке являются очень крутые плейлисты, гораздо более влиятельные, например, чем многие радиостанции, которые крутят хиты. Остается надеяться, что Spotify предложит для русского рынка что-то, что сможет конкурировать с этим же видом доставки от других компаний. Что касается прихода в нашу страну, там было очень много сложностей, например, непонятно каким образом и какую долю артисты получают от стримингов. Тут дело не в России. В принципе у этой платформы достаточно тяжело складываются отношения со всеми крупными держателями прав».
Так или иначе переговоры по России возобновились в 2018 году и спустя полтора года, кажется, прешли к завершению. Как сообщает Forbes, команда Spotify снимает офис в бизнес-центре «Белая площадь» рядом со станцией метро «Белорусская». Источники издания насчитали не более десяти представителей Spotify. Если все пойдет по плану, стриминговый сервис должен запуститься во втором квартале 2020 года. На российском рынке стриминга присутствуют платформа Boom от «ВКонтакте», «Яндекс.Музыка» и Apple Music. Новому игроку вряд ли удастся стать лидером рынка, полагает гендиректор агентства InterMedia Евгений Сафронов. Но Spotify, по его мнению, и не ставит такой задачи — запуск в новой стране должен привлечь инвесторов. «Музыкальный стриминг ни в России, ни в мире не приносит прибыли. Очень странный вид бизнеса, который развивается только за счет новых инвестиций. Всех инвесторов кормят “завтраками”, что скоро мы раздуемся и начнем приносить много денег. А раздуваются они, конечно же, за счет развивающихся стран.
Для Spotify очень важно зайти на огромный российский рынок, просто чтобы инвесторы были довольны»,— пояснил Сафронов.
Директор по стратегическим коммуникациям «ВКонтакте» Константин Сидорков полагает, что успех на рынке стриминга во многом зависит от уровня коммуникации между исполнителем и аудиторией: «На нашей платформе исторически музыка распространяется как сарафанное радио между пользователями: публикациями на стене, пересылкой песен в сообщениях. Благодаря этому еще до прихода в Россию всех больших игроков на музыкальном рынке, таких, как Apple Music, “Яндекс.Музыка”, наша площадка “взращивала” героев нового поколения, музыкантов, которые не звучали на радио и телевидении. Я говорю о Максе Корже, о Jah Khalib. Я знаю, что, например, Apple Music пытался в свое время запустить площадку Connect, но, кажется, что-то у них с этим не сложилось».
Почему Spotify откладывал запуск в России
В целом, по мнению экспертов, российский рынок музыкального стриминга далек от насыщения, и для Spotify найдется свое место. Согласно отчету J'son & Partners, его целевая группа — любители зарубежной музыки, которые не могут удовлетворить потребности за счет существующих сервисов, а также новые пользователи, которые оформят подписку на Spotify для ознакомления и, возможно, продолжат ее оплачивать.
С момента своего запуска в 2006 году и до конца 2018-го компания Spotify была убыточной. Размер авторских отчислений, который она выплачивала, превышал заработок. Два года назад компания вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Сейчас капитализация Spotify составляет около $27 млрд.