Антивирусные импровизации
Завершился XX ежегодный фестиваль «Триумф джаза»
В трех российских городах прошел XX ежегодный фестиваль «Триумф джаза». Борис Барабанов убедился в том, что жизнелюбию и продюсерской воле его создателя Игоря Бутмана не в силах сопротивляться никакие вирусы.
За двадцать «Триумфов джаза» команда организаторов проходила и финансовые, и политические кризисы и всегда ухитрялась сохранять высокий уровень программы и статус международного фестиваля. В марте нынешнего года именно по этой составляющей «Триумфа джаза» был нанесен самый сильный удар. «Триумф джаза» остался без главной звезды — гитариста Джона Скофилда. Причем сам мастер был готов ехать, но члены его аккомпанирующего состава от гастролей отказались, и музыкант прислал российским фанатам видеопослание со словами сожаления и обещанием приехать в страну, как только обстановка нормализуется.
Зато американцы Spyro Gyra выступили на «Триумфе джаза» во всех трех городах, принимавших фестиваль. В Санкт-Петербурге им рукоплескал Большой концертный зал «Октябрьский», в Туле — зал областной филармонии, а вот в Москве отделение фестивального концерта в Московском международном доме музыки пришлось заменить двумя концертами в клубе Игоря Бутмана на Таганке. Но даже такой вариант встречи Spyro Gyra с местными поклонниками был лучше, чем ничего: группа не играла в Москве почти 20 лет.
Двумя концертами в этом же клубе ограничил участие своего трио в фестивале израильский контрабасист Авишай Коэн. Но совсем отказаться от выступлений он себе позволить не мог. На этот год у него был намечен тур под названием «50:50:50» — он решил отметить свое 50-летие 50 концертами в 50 странах. Коэн должен был выступить на всех континентах. Красоту концепции подпортила эпидемия. Но с Россией у Авишая Коэна особые отношения. Здесь у него много лет преданная ему публика, которая, конечно, заполнила все места на обоих концертах.
Авишай Коэн обладает удивительной харизмой, и на клубных концертах она «фонит», как радиоактивное излучение. У него особое мягкое звукоизвлечение, при этом контрабас уверенно «качает», не уступая двум другим инструментам — роялю и барабанам.
Основная площадка фестиваля — ММДМ — была отдана отечественным артистам. На предложение организаторов обменять билеты в ММДМ на клубные концерты западных звезд откликнулись далеко не все. Зрители устраивались в мягких креслах зала, приговаривая: «Мы на Бутмана пришли». Подкупало и серьезное отношение площадки к нынешним реалиям: на входе всем измеряли температуру, было достаточно санитайзеров. Зал ММДМ не был полон, кто-то вернул билеты, что неудивительно в нынешних обстоятельствах. Но те, кто пришел, встречали соотечественников очень тепло.
На первый, петербургский концерт фестиваля пришел губернатор Александр Беглов. Предводитель «Триумфа» Игорь Бутман вспомнил об их общей ленинградской юности и обратился к зрителям: «Смотрите, какую карьеру сделал человек, который в молодости носил мой футляр от саксофона». Фестиваль действительно многим обязан коммуникативному таланту своего продюсера.
В Москве Игорю Бутману и его оркестру пришлось, говоря его собственными словами, закрыть все амбразуры — артисты играли два вечера подряд. Саксофонист не только дирижировал, но и выходил, как гость, в сетах других участников. Он поддержал и сольное выступление коллеги по оркестру гитариста Евгения Побожего, настоящей мировой звезды (в 2019 году он стал первым российским победителем самого престижного джазового состязания — международного конкурса Института джаза Херби Хэнкока). Выступление квартета Побожего на «Триумфе джаза» было безупречным с технической точки зрения. Однако не сказать, чтобы лидер коллектива выделялся каким-нибудь особым лиризмом, артистизмом или, например, мелодизмом. Может быть, дело было в звуке на площадке, но выступление его квартета производило впечатление в первую очередь командной работой. К тому же музыкант мирового уровня в квартете был не один. Достаточно назвать пианиста Евгения Лебедева из столичного LRK Trio, которое высоко ценят за рубежом.
Для корреспондента “Ъ” настоящим открытием стала петербурженка Кристина Ковалева, выступившая на «Триумфе джаза» в Москве и представившая традиционный вокальный джаз с большой исполнительской свободой и артистическим обаянием. При этом выступление совершенно не отвечало понятию «разогрев» — коллектив полностью соответствовал статусу международного фестиваля. Изюминкой программы стали активные выходы на передний план саксофониста Андрея Половко, а также несколько украинских народных песен в джазовых обработках.
«Спасибо, что пришли на фестиваль, не поддались панике!» — сказала Кристина Ковалева зрителям. Она еще не раз шутила на тему коронавируса. Так или иначе говорить о нем пытались все участники «Триумфа джаза», и каждый раз чувствовалось, что правильную интонацию им выбрать трудно, а сказать в общем-то нечего. Как и любому из присутствующих.