«Зачем вносить новые поправки, если у нас старые не соблюдаются?»
В России прошли «экологические» митинги
В воскресенье в России прошла Единая экологическая акция протеста, посвященная в основном проблемам мусора. В столице организаторы «зеленого» шествия хотели затронуть также тему конституционной реформы, но столичные власти запретили им расширять повестку мероприятия, да вдобавок обязали закупить тепловизоры и мерить температуру у всех участников. В регионах активисты оказались откровеннее и на большинстве протестных мероприятий вспомнили не только экологические проблемы, но и ситуацию с поправками к Конституции.
В Москве в воскресенье около полудня по обеим сторонам километровой улицы Перерва выстроились десятки дружинников, омоновцев и рядовых сотрудников полиции — так правоохранительные органы готовились встречать согласованное с властями города шествие, посвященное экологическим проблемам. Сами участники начали собираться позже, впритык к началу акции. В условиях пандемии коронавируса процедура прохода на митинги усложнилась: теперь возле рамок металлодетекторов полицейские проверяли сумки и карманы, а организаторы и волонтеры мерили температуру с помощью ручных тепловизоров, похожих на маленькие пластиковые пистолеты. «Мэрия попросила температуру мерить — это было обязательное условие проведения акции,— пояснила корреспонденту “Ъ” волонтер Оксана, направляя в лоб тепловизор.— Мы купили эти градусники только вчера».
По словам муниципального депутата Печатников Сергея Власова, организаторы шествия узнали о новых условиях лишь в пятницу на совещании в префектуре: «Термометры покупали за счет бюджета мероприятия — пять штук по 2 тыс. каждый. Из-за этого пришлось заказать меньше флагов».
Утром в воскресенье организаторов ждал еще один сюрприз от мэрии: столичные власти запретили на шествии демонстрацию символики политических партий. «До этого утра и разговора не было, что КПРФ и ''Яблоко'', которые заявляют экологические требования, не могут присутствовать с символикой,— возмутился господин Власов в разговоре с корреспондентом “Ъ”.— Нам и так зарубили все лозунги, которые касались Путина, Собянина, поправок к Конституции и обнуления сроков президента. Согласовали лишь растяжку? Экологию не обнулить?». Партийные активисты только на входе узнали, что флаги придется свернуть,— некоторые разочарованно отправились обратно к метро. Представитель незарегистрированной партии «Другая Россия» Михаил Аксель заявил “Ъ”, что намерен жаловаться на запрет атрибутики в прокуратуру.
В 12:30 в Люблино пришла метель, и колонна из 300 человек начала шествие. Серое небо раскрасили десятки совершенно разных флагов и плакатов. Начало колонны багровело от алых баннеров «Поморье не помойка». Их несли приехавшие из Архангельска активисты, выступающие против проекта столичных властей по захоронению московского мусора в районе станции Шиес.
Подмосковные чиновники не согласовали большинство экологических акций, запланированных на эти выходные в Московской области. Часть протестующих решила ограничиться одиночными пикетами против строительства мусоросжигательных заводов, но многие приехали на шествие в столицу, рассказала “Ъ” Оксана из Солнечногорска. Ее внучка держала плакат с надписью «SOS! Дети против» на фоне черепа, вылетавшего из дымовой трубы. Неподалеку шли активисты из Люберец с транспарантом «Эстакада — исчадие ада», выступающие против строительства дороги и вырубки под этот проект тысяч деревьев.
Столичные жители тоже доехали до Люблино. На фоне метели самыми яркими были флаги Южного Чертаново с васильком на зубчатом желтом, синем и красном фоне. Рядом гордо реял зеленый флаг с желтым деревом посередине — его нес бывший кандидат в Мосгордуму Роман Юнеман.
«У нас с экологией в районе жопа»,— объяснил оппозиционный политик “Ъ” причину своего прихода на акцию.
Замыкали немногочисленную колонну российские сторонники Греты Тунберг из климатического движения Fridays for Future.
«Коронавирус, холодно, воскресенье,— емко ответил господин Юнеман на вопрос “Ъ” о причинах малочисленности шествия.— Но и саму акцию мало пиарили — я о ней узнал за четыре дня до начала, да и то случайно». «Это неудобная площадка,— признал один из организаторов, Сергей Власов.— Но мы решились на нее, потому что именно по соседнему району пройдет хорда». Представители движения против строительства Юго-Восточной хорды также участвовали в организации шествия, от них пришло больше 20 человек. Напомним, протесты против планов столичных властей начались летом 2019 года: жители Москворечья-Сабурово опасаются, что дорога пройдет по склону Москвы-реки, где есть участки с радиоактивным грунтом. Сейчас активисты регулярно устраивают дежурства на склоне — наблюдают за работами по рекультивации.
Призывы к отмене строительства хорды звучали во время шествия чаще и громче всего. Тон задавал депутат Мосгордумы Павел Тарасов. Его кричалки поддерживали и другие коллеги по партии КПРФ в Мосгордуме — Евгений Ступин и Елена Янчук. Слышны были и другие лозунги. Протестующие по очереди скандировали: «Экологию не обнулить — народ не обдурить», «Хватит жечь мусор», «Свалке — нет», «Хватит пилить, пора сажать», «Нам здесь жить».
Лозунги против конституционных поправок и нормы, позволяющей обнулить президентские сроки Владимира Путина, во время шествия так и не прозвучали. Единственное политическое требование протестующих касалось отставки мэра Москвы Сергея Собянина, а среди политических организаций, которым удалось развернуть свою символику во время шествия, были лишь националисты из Ассоциации народного сопротивления и «Экологического авангарда». Вероятно, зеленые полосы на их черных флагах показались полицейским соответствующими экологической тематике шествия.
Однако обычным прохожим шествие показалось именно что политическим. «Хватит. Пилить. Пора. Сажать,— с паузой после каждого слова проговорила любопытная пенсионерка, снимающая мероприятие не телефон.— Ну и при чем тут экология?»
От Шиеса до самых до окраин
В воскресенье митинги на экологическую тематику прошли и в других регионах. В Архангельске власти города отказались согласовать жителям мероприятие в центре — площадь Ленина оказалась занята выставкой пожарной техники, а у Тетра драмы прошел фестиваль «Крымская весна». Тем не менее к пустынной набережной Северной Двины пришло порядка 2 тыс. человек. Протестующие митинговали против строительства мусорного полигона на станции Шиес и призывали не платить за вывоз мусора. Митингующие то и дело скандировали: «Ни рубля!», «Позор!», «Путина в отставку!», «Орлова в отставку!» (речь идет о губернаторе Архангельской области Игоре Орлове). В отличие от московской акции здесь часто затрагивали тему поправок к Конституции: их накануне поддержали областные депутаты, а вот участники митинга обещали голосовать против.
«В области планируется построить 11 инсинераторных установок, на которых будет сжигаться несортированный мусор,— возмущался мужчина со сцены.— Одна из них будет совсем недалеко от Архангельска. В зону поражения войдут все ближайшие города и поселки. И уже не скажешь: ''Поеду в деревеньку подышать чистым воздухом''». «Все были счастливы, когда суд Архангельской области принял решение, что постройки на Шиесе — самовольные,— продолжил другой мужчина.— Несмотря на ту ложь и те заблуждения, которые распространял Игорь Орлов, объясняя, что там ничего не строится. Суд его опроверг, доказав, что там строился именно полигон. Такой человек не должен быть губернатором».
На митинге выступила местная рок-группа «Слезы Орлова», которая разогрела толпу своей версией гимна чилийских партизан.
В толпе даже произошла небольшая потасовка — как позже выяснилось, координатор штаба Навального Андрей Боровиков потребовал дать ему слово, а ведущий митинга Александр Песков отказал в этом; словесная перепалка переросла в стычку.
В Татарстане митинг прошел в поселке Осиново Зеленодольского района — против строительства здесь мусоросжигательного завода (МСЗ) мощностью 550 тыс. тонн в год. Организаторами выступили несколько жителей поселка, основными требованиями были: «Нет — свалкам и мусоросжиганию!», «Да — переработке и свежему воздуху!». Акцию посетило около 700 человек, они приняли резолюцию, в которой потребовали, в частности, «отменить строительство» МСЗ, «законодательно ввести обязательный раздельный сбор отходов с отдельным сбором органических отходов на территории Республики Татарстан и всей Российской Федерации». Также в резолюции содержится требование «запретить магазинам выдавать бесплатно одноразовые пластиковые пакеты». В резолюции также отмечается, что экоактивисты почти три года не могут «добиться личной встречи с президентом Республики Татарстан по вопросу обращения с отходами»: первое письмо об этом за подписью более 4 тыс. человек было направлено президенту еще 15 апреля 2017 года.
Организаторы в беседе с “Ъ” с удовлетворением отметили, что власти впервые в целях безопасности установили на месте митинга мобильные ограждения и устроили из палатки пропускной пункт.
Во Владимире на антимусорный митинг вышло, по подсчетам организаторов, около 300 человек, сообщают местные СМИ. Активисты потребовали от властей прекращения «уничтожения владимирских парков» и ввоза московского мусора.
В Саратове митинг против строительства предприятия по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов согласовали в поселке Горный Краснопартизанского района. Акция была организована региональным отделением КПРФ, в ней приняли участие также экологические и гражданские активисты — в общей сложности около 200 человек. Их выступления были в основном посвящены строительству завода: они требовали, чтобы предприятие перенесли «в пустынные области страны» максимально далеко от жилых поселений. Коммунисты также призвали законодательно запретить ввозить отходы на территорию Саратовской области и провести референдум о строительстве завода в Горном.
Кроме плакатов, посвященных экологической тематике («Саратовская область не отхожее место!», «Нет ?заводу смерти? в Горном»), многие пришли с плакатами в поддержку поправок к Конституции, предложенных КПРФ: «Прогрессивная шкала налогообложения», «Выборность судей», «Выход на пенсию 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин».
В резолюции митинга, которую зачитал депутат Саратовской областной думы Александр Анидалов, говорилось, что «попытка внести в Конституцию поправки, связанные с обнулением сроков действующего президента Владимиру Путина, является антигосударственным переворотом, антиконституционным и глубоко аморальным действием».
«В условиях авторитарного режима, сложившегося в России, практики тотальной фальсификации результатов выборов, жесткого административного коррупционного контроля судебной системы со стороны власти и полного отсутствия ответственности судов за свои решения перед народом ни решение Конституционного суда, ни результаты псевдоопроса населения не могут служить основанием для обнуления сроков президентства Путина»,— заявил в своем выступлении Александр Анидалов.
В Санкт-Петербурге согласованный митинг прошел в парке Екатерингоф, на него пришло около 150 человек. Перед ними выступили защитники Шиеса, петербургские экоактивисты и депутаты городского парламента. Они рассказали об экологических проблемах ряда регионов России, но в первую очередь Петербурга и Ленинградской области. На митинге были заметны плакаты «Требуем поправок в экологии, а не в Конституцию».
В Челябинске на экологический митинг, по оценкам организаторов, пришло около 70 человек. В резолюцию помимо общефедеральных проблем с организацией мусорных полигонов и сортировкой отходов внесли и региональные — строительство Томинского ГОКа в Челябинске, необходимость общественного контроля за выбросами предприятий. Отдельным пунктом в документ включили недопустимость уголовного преследования экологических активистов. Речь идет о депутате Калининского райсовета Алесе Субботиной, выступающей против строительства Томинского ГОКа и застройки в городском бору. 11 марта ее арестовали по подозрению в мошенничестве.
Также на митинге поднимались вопросы легитимности поправок к Конституции. Руководитель челябинского реготделения партии «Яблоко» Ярослав Щербаков призвал участников прийти на протестную акцию 22 марта и голосовать против поправок 22 апреля. Как отметила организатор митинга Наталья Шипицина в разговоре с “Ъ”, «невозможно говорить о соблюдении экологического законодательства без соблюдения главного закона страны». «Статья 42 Конституции гарантирует людям благоприятную окружающую среду. Но она не работает. Зачем вносить новые поправки, если у нас старые не соблюдаются?» — возмущалась Наталья Шипицина.
В Ижевске 15 марта прошел пикет против перепрофилирования бывшего завода по уничтожению химоружия в Камбарке в экотехнопарк по переработке промышленных отходов I–II классов опасности. В мероприятии приняло участие около 40 человек, в основном активисты Российского социалистического движения и штаба Алексея Навального. Пикет прошел без задержаний и каких-либо происшествий, он длился около часа.
В Калуге митинг, посвященный экологическим проблемам региона, прошел в сквере Конституции — сами организаторы признали это место «неудачным». Экоактивисты выступили против перерабатывающего мусорного комплекса в экотехнопарке «Михали» Износковского района Калужской области, ввоза мусора из Москвы для переработки на территории области и за сохранение природоохранных зон. «Участвуйте в политике, влияйте на собственное будущее, чтобы завтра не было поздно»,— призвали на митинге жителей Калуги. Всего их пришло не более 50 человек.