Дмитрий Средин: «В следующие два года Райффайзенбанк намерен втрое увеличить корпоративную клиентскую базу»

В минувшем году Райффайзенбанк пересмотрел вектор технологического развития в сторону гибких практик и, как и прежде, сумел продемонстрировать стабильный рост. Какие направления будут в фокусе ближайшей деятельности финансового института, «Ъ» рассказал руководитель управления по работе с крупными компаниями банка Дмитрий Средин.

— Дмитрий, как вы оцениваете итоги работы Райффайзенбанка в 2019 году в России в целом и, в частности, в Поволжье и Самарской области? Какие ключевые изменения в своей работе вы бы отметили?

— Самарская область — один из приоритетных для нас регионов. Поскольку финансовая отчетность за 2019 год еще не раскрыта, я приведу результаты работы за 9 месяцев по корпоративному сегменту. За 9 месяцев пассивы в крупном бизнесе увеличились в три раза (до 6,2 млрд рублей), кредитный портфель — более чем в два раза (до 7 млрд рублей), лизинговый портфель достиг 2,25 млрд рублей.

— Какие банковские продукты наиболее востребованы крупными компаниями?

— Помимо запросов на финансирование, мы видим интерес компаний к организации хеджирования валютных рисков и сопровождения их внешнеэкономической деятельности. Также мы предлагаем комплексные решения в области документарных операций при обслуживании торговых операций со странами Центральной и Восточной Европы, с Азией и Ближним Востоком. Кроме того, мы наблюдаем спрос на решения, которые помогают управлять ликвидностью групп компаний — кеш-пулинг.

Если говорить конкретнее про самарский регион, то здесь высокий спрос на лизинговые услуги. Лизингом активно пользуются предприятия машиностроения, нефтедобывающие и нефтесервисные предприятия, строительные компании, в том числе участвующие в инфраструктурных проектах, транспортные и логистические компании, крупные оптовые и розничные торговые предприятия, использующие собственные автопарки, складское и логистическое оборудование, сельхозпроизводители, и многие другие. У региона также большой потенциал на рынке факторинга. У банка уже есть сложившийся портфель клиентов и сделок по данному направлению, но мы видим большие возможности для роста. Факторинг востребован фармацевтическим рынком, производителями продуктов питания, поставщиками энергоносителей, сырья и материалов.

— Какая ситуация сейчас в части инвестиционного кредитования?

— Последние два года мы видим, что экономика растёт низкими темпами. Платежеспособный спрос сокращается, растет конкуренция, снижается маржинальность бизнеса. Большинство наших заемщиков сократили свою инвестиционную активность. У них в планах стоят конкретные проекты, но компании не спешат их запускать. Безусловно, есть крупнейшие российские компании с гигантскими многомиллиардными проектами, они, как и прежде, инвестируют.

В среднем по стране и в Самаре в частности инвестирование свободных денежных средств идет в обновление основных фондов — апгрейд оборудования, инвестиции в зеленые технологии. Сейчас мало проектов строительства заводов или производств с нуля. Есть инфраструктурное строительство, которое поддерживается государством. Но в сфере, связанной с дорожным фондами, мы не очень активны.

— Меняется ли структура вашей клиентской базы в регионе, компании каких отраслей все больше пользуются вашими услугами и наоборот?

— Традиционные для Самарской области отрасли-локомотивы экономики — это машиностроение, химическая промышленность, нефтегазовая отрасль. Мы сотрудничаем с ключевыми игроками каждой из них.

— Оправдал ли себя выпуск облигаций с использованием блокчейн, с аккредитивами и гарантиями?

— Блокчейн, как технология, очень важна для будущего банковского сектора в целом, и она развивается. Выпуск облигаций, который состоялся еще в 2017 году, был, скорее, имиджевой, но знаковой для рынка сделкой, чтобы показать, что плюсы блокчейна, как прозрачной системы, очевидны.

Также мы выпустили первую международную банковскую гарантию с использованием системы распределенных реестров R-chain, разработанной банком. Проведение таких сделок открывает возможность выпуска банковских гарантий в электронном виде, получения информации о статусе гарантии в режиме реального времени, а также позволяет оптимизировать расходы на совершение операции и упрощает документооборот. У нас много запросов от клиентов, все хотят попробовать перспективную технологию. Естественно, надо понимать, что банковские продукты в корпоративном сегменте, достаточно сложны, имеют огромное количество требований (от функциональности до безопасности), поэтому для того, чтобы создать новые информационные системы с использованием новой технологии, потребуются годы. Наши инициативы направлены на развитие банковского сектора.

— Какие цели ставит перед собой Райффайзенбанк в России на ближайшие 10 месяцев?

— Наша цель — стать самым рекомендуемым банком в корпоративном сегменте. И не только на этот год. Для этого мы должны обеспечивать максимально простой, удобный формат взаимодействия с нашими клиентами. Для нас приоритетно стать «бесшовным» партнером для всех наших корпоративных клиентов, чтобы о банке они не думали и могли заниматься своей непосредственной хозяйственной деятельностью, добыча ли это нефти, производство молока или перевозка грузов. Все трудозатраты мы берем в этом смысле на себя. Поэтому, чем успешнее наши клиенты, тем лучше экономике и нам, в том числе. И, если мы можем добиться того, чтобы клиенты улыбались, думая о Райффайзенбанке, взаимодействуя с нами, это будет самым большим подарком, который мы можем получить.

— Улыбки — это цель стратегическая, а годовые ориентиры?

— Они достаточно амбициозны — продолжать расти. Последние несколько лет мы растем существенно выше рынка в разрезе активов корпоративного сегмента — примерно на 20% против 3-5% в среднем по рынку. В то же время нам принципиален именно рост клиентской базы, а не активов: в следующие два года мы намерены практически втрое увеличить клиентскую базу в корпоративном сегменте.

В фокусе нашей работы будет и расширение сотрудничества с представителями корпоративного сегмента в части программ с господдержкой. Есть программа льготного кредитования от Минсельзоха, по которой банки выдают кредиты по ставке не более 5%. Предприятия агросектора о ней осведомлены и стараются участвовать, получать субсидии. В 2019 году эта программа отлично отработала. Также мы активно работаем по программе Минэкономразвития поддержки предприятий малого и среднего бизнеса — кредит в рамках программы выдается по ставке, не превышающей 8,5%. По этой программе в 2019 году мы выдали кредиты на сумму 14,3 млрд рублей. Еще одна программа от Российского экспортного центра, который предлагает поддержку компаний, занимающихся экспортной деятельностью. Здесь упор делается на инвестиции в экспортоориентированное производство. У нас таких клиентов становится все больше, спрос растет.

Вся лента