Докажите вашу лопасть
Полина Смертина о взаимодействиях таможни с зеленой энергетикой
Зеленая энергетика, крайне медленно развивающаяся в России, остается экзотическим явлением не только для потребителей, но и для рядовых чиновников. Знаменательным примером стала ситуация с датской Vestas, которая более года объясняла в суде российским таможенным органам разницу между ветроэнергетической установкой (ВЭУ) и двигателем.
История началась в 2018 году, когда Vestas доставила в Россию 42 лопасти длиной 62 м и весом 12,5 тонны каждая для строящегося в Ульяновской области ветропарка мощностью 50 МВт (СП «Роснано» и «Фортума»). Датская компания была уверена, что ввозит в Россию элемент ВЭУ, который не облагается пошлинами. Это следовало в том числе и из специнвестконтракта между компанией, Минпромторгом и правительством Ульяновской области, по которому структура Vestas (ВМ-РУС) открыла в регионе завод для выпуска лопастей из импортных комплектующих.
Но у инспекторов Приволжского таможенного управления сформировался свой взгляд на диковинный импортный товар. Управление обнаружило, что лопасть имеет много общего с ветродвигателем, за ввоз которого нужно платить пошлину в 10% от цены. Vestas заплатила сбор, чтобы не затягивать стройку. По данным “Ъ”, размер пошлины составил более 30 млн руб.— сумма в целом символическая по сравнению со стоимостью всего ветропарка в 6,3 млрд руб., тем более что затраты были переложены на заказчика.
В начале 2019 года юристы Vestas и таможенной службы встретились в арбитражном суде. Заседания, согласно материалам дела, больше походили на лекции по механике. Представители компании демонстрировали судье чертежи, схемы, технические документации, зачитывали выдержки из Большого политехнического словаря. Двигатель, говорили юристы Vestas, что-то приводит в движение. В ВЭУ же, напротив, лопасти крутятся от внешней силы ветра, вырабатывая электрическую энергию. Юрист Приволжского таможенного управления стоял на своем: лопасть, утверждал он, крепится к ступице ротора ветряного двигателя, является его частью и «вырабатывает механическую энергию». В итоге таможня проиграла спор во всех инстанциях, а 6 марта на сторону импортера встал Верховный суд. Теперь у Vestas есть право через суд вернуть пошлину, и будет странно, если компания этим не воспользуется. Позиция суда поможет и другим импортерам — «Росатом» покупает лопасти у голландской Lagerwey, а «Энел Россия» (подконтрольна итальянской Enel) — у немецкой Siemens Gamesa.
В отрасли же этот грустный анекдот дал повод для жалоб: мол, при 10-процентной пошлине на импорт компонентов лопасти в России производить невыгодно, проще ввезти сразу готовую деталь. Это, конечно, лукавство. Выпускать ВИЭ-оборудование в России невыгодно вовсе не из-за споров за копеечные пошлины, а из-за низкого спроса на зеленую генерацию.