Дело трех сестер призвали к прекращению
Адвокаты настаивают, чтобы следствие исполнило решение замгенпрокурора, поддержанное его руководителем
Как стало известно “Ъ”, адвокаты трех сестер Хачатурян, обвиняемых в убийстве своего отца, подали ходатайство в Следственный комитет России (СКР) с требованием исполнить вынесенное еще в прошлом году и никем не отмененное постановление заместителя генпрокурора России Виктора Гриня, предписавшего следователям признать действия девушек как совершенные в условиях необходимой обороны. Так как это обстоятельство исключает «преступность деяния», то речь фактически идет о прекращении их уголовного преследования. СКР безуспешно пытался опротестовать решение господина Гриня у тогдашнего генпрокурора Юрия Чайки. Он поддержал своего зама, а также назначил еще одну экспертизу в отношении девушек, которая еще раз подтвердила уже прозвучавшие выводы о том, что подвергавшиеся истязаниям сестры находились в униженном состоянии и опасались за свое здоровье и жизнь.
Решение подать очередное ходатайство следователям ГСУ СКР защитники сестер Хачатурян приняли после того, как в рамках доследования уголовного дела их ознакомили с результатами еще одной проведенной в Институте имени Сербского сексолого-психолого-психиатрической экспертизы. Как сообщал “Ъ”, в конце прошлого года представители СКР объявили о завершении предварительного следствия и направлении материалов для утверждения обвинительного заключения в Генпрокуратуру.
По мнению СКР, вина девушек в умышленном убийстве (ч. 2 ст. 105 УК РФ) своего отца Михаила Хачатуряна, совершенном по предварительному сговору, была полностью доказана.
Впрочем, тогда же было отмечено, что, в соответствии с выводами специалистов, младшая из сестер — Мария, бывшая на момент совершения преступления несовершеннолетней, не могла отдавать отчет своим действиям. А потому ее необходимо, по мнению СКР, отправить на принудительное лечение. Правда, речь скорее шла об амбулаторном наблюдении, нежели отправке девушки в психиатрическую больницу, так как она уже давно вместе с сестрами постоянно посещала психолога и психиатра. Причиной стали те нарушения психики, которые сестры испытывали после постоянного стресса от общения с отцом, сексуального и физического насилия и его угроз, побоев и т. д.— многие из этих фактов были подтверждены самими же следователями СКР в рамках расследования убийства.
Между тем, как рассказывал “Ъ”, заместитель генпрокурора Виктор Гринь отказался утвердить обвинительное заключение, отправив его следствию вместе с уголовным делом для «работы над ошибками». «В постановлении господина Гриня было четко сказано: действия сестер Хачатурян следует расценивать как совершенные в пределах необходимой обороны»,— напомнил “Ъ” адвокат Крестины Хачатурян Алексей Липцер, отметив, что само постановление Виктора Гриня является обязательным для исполнения для сотрудников следственных органов. При этом действия в условиях необходимой обороны (ст. 37 УК РФ), о которой говорил замгенпрокурора, не считаются преступлением, тем более что они сопряжены с защитой жизни при угрозе применения насилия. Единственной возможностью не прекращать уголовное дело, после чего последовали бы извинения и выплата компенсации за незаконное преследование, для СКР являлось обжалование решения Виктора Гриня у его непосредственного начальника — генпрокурора Юрия Чайки, чье решение является окончательным.
Буквально за несколько дней до своей отставки и перехода на пост полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе господин Чайка успел рассмотреть жалобу главы СКР Александра Бастрыкина на решение замгенпрокурора, отказавшись ее удовлетворить.
«Таким образом, оно (решение.— “Ъ”) является законным, имеющим юридическую силу и подлежащим немедленному исполнению»,— считает адвокат Марии Хачатурян Ярослав Пакулин. Он особо отметил, что «к следствию остался один вопрос: когда будут исполнены указания замгенпрокурора Гриня, связанные с ошибочной квалификацией действий сестер». Защитник пояснил, что если СКР не изменит квалификацию обвинения и не прекратит уголовное преследование, а приступит к повторному ознакомлению сторон с материалами уголовного дела, то это означает возврат разбирательства «на второй круг», что приведет «к судебному обжалованию решений следователя».
Впрочем, источники “Ъ” как в СКР, так и в надзорном ведомстве говорят, что сейчас сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, постановление замгенпрокурора законно, но, с другой, тогдашний генпрокурор хоть и не отменял постановление зама, но попросил следствие провести еще одну экспертизу. «Нас эта словесная казуистика мало интересует»,— заявил “Ъ” адвокат средней из сестер Ангелины Хачатурян Алексей Паршин. По его словам, сейчас «важно лишь исполнение действующего законодательства», при этом защитник особо отметил, что новая экспертиза, проведенная по настоянию теперь уже бывшего генпрокурора Чайки, подтвердила и усилила «ранее вынесенные экспертами выводы в пользу девочек». Господин Паршин подчеркнул, что эксперты заочно (без вызова самих обвиняемых) изучали материалы дела, переписку в телефонах и в соцсетях сестер Хачатурян, чтобы подтвердить или исключить ранее сделанные выводы о психических расстройствах, причиненных девушкам действиями погибшего, а также следствие еще раз проверило корыстный мотив совершения преступления. Он также отметил, что корыстный мотив, хотя и проверялся следователями неоднократно, так и не был установлен: «Нельзя найти то, чего нет и не было».
Новые же данные экспертов «лишь дополняют и конкретизируют ранее сделанные выводы о сложившейся в семье страшной ситуации, подтверждают факты жестокого обращения Михаила Хачатуряна с дочерями и общий психотравмирующий характер происходившего». «Эксперты еще раз пояснили, что у сестер нарастало состояние тревоги и эмоционального напряжения»,— пояснил один из защитников сестер, отметив, что снова подтверждено: доведенные до отчаяния девушки «опасались агрессии со стороны отца».
«Мы надеемся на прекращение дела»,— заявили “Ъ” адвокаты сестер, подчеркнув, что уже в ближайшие дни они должны получить ответ на свое ходатайство из СКР. Стоит отметить, что даже в случае отказа следователя уголовное дело все равно уйдет на утверждение к тому же Виктору Гриню и он вряд ли изменит свое прежнее решение. Впрочем, в надзор еще может вмешаться генпрокурор Игорь Краснов, который на прежнем месте работы в СКР как раз курировал расследование громкого уголовного дела.