Как преодолеть неуспешность
Один из вариантов — индивидуальная поддержка каждого студента
Только 15% студентов высших учебных заведений хотят и могут учиться, остальные не имеют ни мотивации, ни готовности к получению высшего образования. Как следствие — большинство учащихся образовательно неуспешны: не владеют знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для обучения в вузе; не умеют проникать в суть учебного материала, осваивать его, грамотно писать, конспектировать, сочинять эссе (таковы плоды цифровых технологий), четко излагать мысли вслух, дискутировать, неспособны к адаптации в коллективе и взаимодействию.
К таким выводам пришли исследователи ведущей социологической школы УрФУ. Работа велась в течение семи лет и охватила 200 академических групп, порядка 4 тыс. студентов. Такое положение дел — не вина, а беда университетов. По мнению ученых, истоки проблемы — в школьном образовании.
«В первый класс дети идут с желанием учиться, но уже через год-два многие, если не большинство, говорят: в школу идти не хочу. Именно в этот период закладывается образовательная неуспешность, которая резко усиливается в 5–9-х классах: предметов и преподавателей много, возможности учителей оказывать внимание каждому ученику ограничены»,— объясняет руководитель исследовательского проекта, вице-президент Российского общества социологов, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института экономики и управления УрФУ Гарольд Зборовский.
Именно под давлением школы 40% учеников поступают в колледжи, откуда лишь немногие переходят в вузы.
«Остальные в последние два года школьного обучения не столько учатся, сколько натаскиваются на сдачу ЕГЭ, повторяя уже пройденный материал, решая однотипные задания, занимаясь зубрежкой. Баллы по ЕГЭ растут, школы благополучно отчитываются о выполнении образовательного заказа, но эти ''успехи'' не отражают реального уровня подготовки тех абитуриентов, которые поступают в вузы зачастую ради получения диплома о высшем образовании»,— комментирует Гарольд Зборовский.
Перенос образовательной неуспешности в высшие учебные заведения ведет к тому, что студенты прибегают к «академическому мошенничеству» — списыванию и плагиату, а первый из четырех курсов бакалавриата уходит на доосвоение школьной программы. А продвинутые студенты зачастую либо опускаются на уровень большинства, либо продолжают обучение в столичных университетах, а затем переезжают за рубеж.
«Неуспешность преследует молодых людей и по окончании вуза: за редким исключением, они становятся неуспешными в профессиональном и социальном плане, что, конечно, является бременем для национальной экономики»,— заключает Гарольд Зборовский.
Поскольку высшая школа не влияет на ситуацию в среднем образовании, вузам остается самостоятельно решать проблему неуспешности студентов. Поиску эффективных решений посвящен научный исследовательский проект «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности», к которому приступила группа ученых под руководством Гарольда Зборовского. Проект поддержал Российский фонд фундаментальных исследований.
Это первое междисциплинарное исследование по данной тематике в России: в нем участвуют десять специалистов в области социологии, психологии, педагогики и экономики. В течение трех лет исследователи проведут многочисленные опросы и фокус-группы с участием школьников, учащихся колледжей и студентов вузов, экспертные интервью с педагогами, психологами, экспертами в сфере социологии и экономики образования, разработают модели и механизмы перехода от образовательной неуспешности к успешности.
Один из таких механизмов, считает Гарольд Зборовский, заключается в выравнивании отношения к студентам — индивидуальной поддержке не только отличников, участников и победителей олимпиад, авторов научных трудов и изобретений, но и отстающих.
По материалам Уральского федерального университета, https://urfu.ru/ru/news/31064/