Кино на карантине
Андрей Плахов о культурной политике
Московский международный кинофестиваль, как и другие культурные события не только в России, но и в мире, перенесен на неопределенный срок. Перенесены кинофестивали в Болонье и Фрибурге, в Стамбуле и Нью-Йорке, в Праге и Нионе. Некоторые из них обещают выложить часть программы в интернет. В скором времени это может привести к окончанию эпохи фестивалей.
Похоже, последним кинофестивалем «эпохи до коронавируса» стал кинофестиваль «Когда русские нас удивляют», прошедший в четырех центральных кинотеатрах столицы Франции и собравший более 6 тыс. зрителей. Сегодня подобные мероприятия во Франции, равно как и во многих других странах, запрещены, а «эпоха до коронавируса» стремительно завершилась.
Больше всего киносообщество волнует вопрос, состоится ли самый главный — Каннский — кинофестиваль. До его начала остается еще почти два месяца, но даже оптимистические прогнозы не сулят быстрой победы над эпидемией. И хотя к журналистам из Канна поступают бодрые оперативные сводки о подготовке к фестивалю, все прекрасно понимают, что он может быть отменен в один момент. Так уже однажды случалось. Самый первый Каннский фестиваль должен был начаться 1 сентября 1939 года. Тогдашние голливудские звезды уже приближались на трансатлантическом лайнере к Французской Ривьере, когда стало известно о начале Второй мировой войны. В результате успели показать всего один фильм — американскую версию «Собора Парижской Богоматери». Потомки назвали этот несостоявшийся фестиваль «улыбкой Квазимодо». Следующий фестиваль прошел только в 1946 году.
Уже в первой декаде марта по миру пошла волна отмен регулярных кинособытий. Исключением не стала и Россия — внутри страны введены ограничения, жертвами которых стала уже не только национальная кинопремия «Ника», перенесенная с конца марта предположительно на осень, но и Московский международный кинофестиваль — он должен был пройти в конце апреля, но пока перенесен на неопределенный срок.
Происшедшее с фестивалями кажется внезапным стечением обстоятельств, но оно удивительным образом совпадает с тенденцией, обозначившейся уже несколько лет назад. Похоже, мы находимся на пороге новой эры виртуальных фестивалей. Признаков тому не счесть. Почти канули в прошлое журналистские пресс-боксы, которые прежде каждый день заполнялись оперативной информацией. Теперь весь контент содержится в виртуальных «ящиках»: каждый откроет свой в компьютере с помощью кода. Нет больше великолепных буклетов (некоторые из них были настоящими произведениями искусства), информация утратила материальность. Скоро, похоже, перестанут печатать и каталоги — святая святых любого фестиваля: нечего тратить бумагу, надо беречь деревья. Через интернет организуется теперь деловая, да и светская жизнь фестиваля — от аккредитации гостей до приглашений на встречи и приемы.
Институт фестивалей, зародившись незадолго до Второй мировой, окрепнув вместе с антифашизмом, пережил свой высший пик в 1960-е, тогда же испытал кризис, а потом проскрипел еще полвека, чтобы столкнуться с новыми реалиями XXI столетия — технологическими, экологическими и культурно-социальными. Прежде киносмотры промотировали достижения больших художников и важные тренды развития кино как искусства. Теперь, за редкими исключениями, кинематограф больших имен, культурных героев и знаковых течений ушел в прошлое, те, что претендуют прийти им на смену, хлипковаты. Фестивали лихорадочно пытаются спасти положение, крутя блокбастеры и сгоняя на ринг звезд. А чтобы не растерять остатки интеллектуальной аудитории, стараются связать кино с современным актуальным искусством. Или, напротив, делать из фестивалей филиалы музея истории кино, насыщать их ностальгической ретроспективной атмосферой.
Но это не может быть ни массовым, ни экономичным, ни привлекательным для спонсоров. Стоит ли тратиться на билеты, отели и сопутствующие расходы, привозить сотни гостей, устраивать пышные премьеры и церемонии? Кинорынки тоже дешевле и проще проводить по интернету. Так же как форумы, конференции, заседания жюри, интервью со звездами: на них можно виртуально аккредитовывать, и таким же виртуальным скоро, похоже, станет дальнейшее участие. Но тогда какая разница, пройдет Николь Кидман в платье от Валентино под логотипом Каннского или Венецианского фестиваля? Продюсеры без всяких посредников сведут ее с нужными журналистами и проведут виртуальные премьеры с той публикой, которую сами выберут.
Все эти вопросы и прогнозы завязались в один узел с появлением коронавируса. Не исключено, что именно он поставит жирную точку в короткой эпохе фестивального движения, которое несколько десятилетий будоражило Европу и мир. Но процесс может пойти гораздо дальше и распространиться с фестивалей на кинопрокат. Он уже подготовлен к решительным переменам бумом интернетовских платформ и стал наполовину виртуальным.
Коронавирус-2020 в Китае и мире
Последние данные о распространении и ущербе от заболевания