«Снежную королеву» взяли в дело
Челябинское УФАС обнаружило признаки нарушений в рекламе новогоднего представления
Управление ФАС России по Челябинской области возбудило дело по рекламе новогоднего шоу «Снежная королева». Ведомство усматривает признаки нарушения закона «О рекламе», в том числе размещение недостоверной информации и сведений, которые вводят потребителей в заблуждение. Кроме того, организаторы шоу незаконно использовали герб Челябинской области. В январе «Снежная королева» вызвала массовую критику у зрителей, посчитавших, что реальное шоу не соответствует заявлениям на афише, и требовали вернуть деньги. При этом за нарушение рекламного законодательства организаторам грозит лишь предупреждение, так как компания является субъектом малого бизнеса.
Управление Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области возбудило дело по рекламе новогоднего шоу «Снежная королева». Выявлены признаки нарушения общих требований к рекламе, установленных ст. 5 федерального закона «О рекламе». Об этом сообщила руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова на пресс-конференции 17 марта. В январе в антимонопольную службу поступила коллективная жалоба на шоу от 292 человек, еще шесть жителей Челябинска направили обращения персонально.
«Что указывает на нарушения? Например, там есть такие слова: “крупнейшее новогоднее шоу в России”, но нет объективного подтверждения: в рекламе не указано, по какому критерию оно крупнейшее. Также в рекламе присутствует информация о “сотне” артистов, но вместо артистов там были детские коллективы и волонтеры. Кроме того, на рекламной афише находится изображение герба Челябинской области и указано, что шоу проводится при поддержке правительства региона, тогда как закон о рекламе запрещает указывать, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти»,— рассказала госпожа Козлова. Таким образом, выявлены признаки нарушения ч.7 ст. 5 закона «О рекламе» (не допускается отсутствие части существенной информации об объекте рекламы, что искажает смысл и вводит в заблуждение потребителей), п. 2 ч. 5 ст. 5 (не допускается указание об одобрении органами государственной власти или местного самоуправления либо их должностными лицами), а также п. 1 ч. 3 ст. 5 (недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара). Заседание комиссии по рассмотрению дела назначено на 27 марта.
Шоу «Снежная королева», организованное группой Fizica (индивидуальный предприниматель Алексей Суслопаров), прошло в новогодние праздники в ледовой арене «Трактор» и вызвало массовую критику. Билеты на мероприятия детям из разных городов области, которые хорошо учатся, вручали бесплатно, однако вход разрешали только с родителями, для которых посещение шоу было платным.
По словам посетивших шоу людей, несмотря на возрастное ограничение 6+, сюжет был недетским, звучали пошлые шутки и даже нецензурная брань. Зрители в социальных сетях назвали постановку «халтурой», которая не соответствовала обещаниям, и требовали вернуть деньги.
На массовое недовольство зрителей новогодним шоу отреагировал губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Глава города поручил провести проверку по ситуации с этим представлением, пообещав по ее итогам дать оценку «действиям должностных лиц правительства по участию в организации и проведении данного мероприятия». Чем закончилась проверка, не сообщается.
Представители Fizica отказались комментировать возбуждение антимонопольного дела. «На данный момент никаких комментариев не даем»,— сообщил “Ъ-Южный Урал” представитель группы Артем Турабов. В январе организаторы шоу заявляли, что количество отрицательных отзывов находится «в пределах нормы», и возвращать деньги за билеты они не собираются. «Для тех, кому “не понравилось”. Ни юридически, ни объективно никакие возвраты невозможны по той же причине, по которой вы не можете вернуть деньги за билет в кино, которое “не понравилось”», говорится в сообщении в паблике Fizica во «ВКонтакте». Группа опубликовала ответ на претензии недовольных зрителей, в котором написала, что сдержала данные в рекламе обещания, и опровергла несоответствие заявленному возрастному ограничению.
«Рекомендованный возраст аудитории шоу 6+. Содержание мероприятия всецело соответствует данному цензу. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с федеральным законом “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. Информация о наличии в шоу сюжетных “измен”, “матов” и иных “взрослых” элементов содержания является дезинформацией и ложью. При этом, тем не менее, мероприятие никогда не анонсировалось на ресурсах организатора как детское», говорится в документе.
Позже организаторы пообещали выдать недовольным билеты на другое, «равноценное по стоимости билетов новогоднее мероприятие на выбор зрителей», но «как только в продаже появится хотя бы несколько семейных новогодних мероприятий соответствующего ценового сегмента». После этого никакой информации о том, что зрителям предоставили какие-либо билеты на другие шоу в качестве компенсации, не было. В комментариях к сообщению в группе Fizica во «ВКонтакте» горожане пишут, что оставили заявки на получение билетов, после чего организаторы «совсем замолчали». Ответа от группы на эти отзывы в обсуждении нет.
В случае если комиссия областного управления Федеральной антимонопольной службы подтвердит факт нарушений, рекламодателю — организатору шоу грозит административная ответственность по ст. 14.3. Поскольку он является субъектом малого предпринимательства, то на первый раз штрафные санкции заменяются предупреждением. В случае повторного правонарушения в течение года рекламодателю назначат штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб., сообщили в Челябинском УФАС.