На автомобилистов надевают маски
Производитель из Костромы пытается заработать на COVID-2019
Российские компании продолжают попытки заработать на коронавирусе. Компания «Фэст» костромского депутата Владимира Михайлова, выпускающая изделия для оказания первой помощи, попросила Владимира Путина включить многоразовые медицинские маски в обязательный состав автомобильных аптечек. За счет дополнительного спроса компания обещает расширить производство и покрыть дефицит масок. Но эксперты отмечают, что это долгосрочный проект и эффектом меры будет в первую очередь рост доходов «Фэста».
Специализирующееся на производстве средств для оказания первой помощи предприятие «Фэст» обратилось к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой включить многоразовые медицинские маски в составы аптечек, утвержденные приказом Минздрава РФ. Документ регулирует состав десяти комплектов, в том числе автомобильных аптечек, а также наборов для оказания первой помощи сотрудникам ГИБДД МВД РФ, скорой медицинской помощи, пожарных автомобилей.
Как говорится в обращении компании (копия есть у “Ъ”), данная мера необходима для стимулирования производства многоразовых медицинских масок. Это позволит решить проблему дефицита аналогичных изделий, предназначенных для одноразового использования, уточняется в письме.
Татьяна Голикова, вице-премьер РФ, в феврале 2020 года
Некоторые аптеки подняли цены до 70–100 руб., когда до нового года одна маска продавалась за 1,5 руб.
На фоне распространения коронавирусной инфекции в российских аптеках резко увеличился спрос на одноразовые медицинские маски. Ажиотаж был зафиксирован в январе 2020 года. Так, в ГК «Эркафарм» (аптечные сети «Доктор Столетов» и «Озерки») отмечали рост на 80%, в сети «36,6» — на 50%. Эта ситуация привела к резкому росту цен на маски, а впоследствии и к их дефициту.
По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Предприятие "Фэст"» зарегистрировано в 1992 году. Его основателем и единственным владельцем является депутат Костромской облдумы Владимир Михайлов. По итогам 2018 года, выручка «Фэст» составила 592,4 млн руб. против 425,1 млн руб. годом ранее, чистая прибыль сократилась с 14,7 млн руб. до 7,4 млн руб. Компания выпускает автомобильные аптечки, комплекты для оказания первой помощи на предприятиях химической промышленности и др.
Из-за того что себестоимость многоразовых масок значительно выше одноразовых, их производство в России сейчас не налажено, поясняют в компании. Так, стоимость многоразовых изделий достигает 35 руб. за штуку, тогда как маски для одноразового использования ранее были доступны по цене 70 коп. В «Фэст» рассчитывают, что в обязательный состав автомобильных аптечек включат по две многоразовые медицинские маски. При этом в России сейчас около 60 млн автомобилей, добавляют в компании. Их полное переоснащение, таким образом, позволило бы «Фэст» получить только от масок более 4 млрд руб. Если речь идет об оснащении аптечками «Фэст» только новых машин, выпущенных в РФ, то в 2019 году мера принесла бы компании дополнительно более 120 млн руб.
Глава DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что при производстве многоразовых масок используется импортное сырье. Его поставка в Россию займет не менее двух месяцев, в течение которых ситуация с распространение коронавирусной инфекции может кардинально измениться, в том числе в лучшую сторону, отмечает эксперт. Очевидно, что действия «Фэст» направлены не на удовлетворение существующей сейчас потребности, а на развитие своего бизнеса в долгосрочной перспективе, полагает он. Причем эксперт уверен, что в случае появления масок в обязательной аптечке, их стоимость увеличится.
Это не первая попытка российских компаний увеличить свои продажи благодаря коронавирусу. Так, в январе 2020 года производитель лекарств «Отисифарм», принадлежащий «Фармстандарту» Виктора Харитонина, начал рекламировать свой противовирусный препарат «Арбидол» в качестве средства «даже против коронавируса». За это компания была привлечена к ответственности со стороны Федеральной антимонопольной службы, признавшей рекламу нарушающей законодательство.