В «регуляторные песочницы» пригласили депутатов
Проект об экспериментальных правовых режимах внесен в Госдуму
После целого года согласований Белый дом наконец внес в Госдуму законопроект об экспериментальных правовых режимах — «регуляторных песочницах». В отличие от исходной инициативы по практически неограниченному проведению правовых экспериментов, новые режимы будут доступны для восьми перспективных с точки зрения инноваций отраслей, среди которых медицина, транспорт и дистанционное образование. Вызвавшая споры норма о праве правительства делать изъятия из законов для субъектов экспериментальных режимов сохранена, но переосмыслена — происходить это будет все же с общего согласия парламента на такого рода исключения.
Белый дом согласовал и внес в Госдуму законопроект о «регуляторных песочницах», описывающий применение экспериментальных правовых режимов (ЭПР). Такие режимы должны упростить внедрение цифровых технологий за счет выведения их из-под действия ограничивающих норм законов. Проект должен был быть принят еще весной 2019 года, однако процесс затянулся из-за появления замечаний у бизнеса и возникновения коллизии по фактическому наделению исполнительной власти полномочиями законодателей (речь идет о предоставлении правительству права делать точечные изъятия из законодательства для ЭПР, см. “Ъ” от 18 мая 2019 года).
Согласно документу, возможность внедрения экспериментального режима будет устанавливаться правительством на основании позиций регулятора ЭПР, профильных министерств и представителей бизнеса, а в случае введения режима на территории субъекта РФ и при участии регионального правительства. Сохранилась норма о праве регионов принимать собственные законы об ЭПР. Впрочем, региональные «песочницы» могут оказаться не актуальными, отмечают разработчики, поскольку для них можно будет делать изъятия только из региональных же правовых норм.
Срок действия ЭПР правительство будет определять индивидуально для каждого случая, максимум — три года.
На период ЭПР проекту гарантируется неизменность условий регулирования: их пересмотр возможен только после ходатайства всех участников процесса о невозможности достичь целей ЭПР в исходных условиях. Возможна и досрочная отмена режима «песочницы». По словам главы правового комитета «Деловой России» Екатерины Авдеевой, это не должно беспокоить бизнес — решение должно быть мотивировано повышенными рисками от такой деятельности, массовыми злоупотреблениями или иными обоснованными причинами.
Разработчики проекта из Минэкономики отказались от идеи практически неограниченного применения «регуляторных песочниц» — возможность тестирования цифровых новаций распространится лишь на восемь направлений:
- медицина,
- транспорт,
- дистанционное образование,
- торговля,
- финансовый рынок (будет регулироваться ЦБ),
- архитектура и строительство,
- промышленность,
- госуслуги.
Как пояснили “Ъ” в самом Минэкономики, перечень сфер не претерпел кардинальных изменений, произошла лишь «юридико-техническая доработка формулировок». «Механизм "регуляторных песочниц" новый, никто до конца не понимает, как он будет работать,— пояснила “Ъ” принимавшая участие в разработке проекта старший эксперт ЦСР и руководитель проектов ЦПУР Ольга Шепелева.— Поэтому ограничение сфер применения повышает шансы принятия проекта». По ее словам, при выборе направлений учитывались два фактора: перспективность использования цифровых технологий и наличие жесткого и препятствующего новациям регулирования.
Отметим, что вызвавшая споры норма о праве правительства делать для субъектов ЭПР точечные изъятия из федеральных законов в проекте сохранена. Однако, как утверждают разработчики, коллизии между полномочиями исполнительной и законодательной власти возникнуть не должно. После принятия проекта в отраслевых законах предлагается определить нормы, из которых можно делать изъятия. «В общем виде решения о возможности изъятий будет принимать парламент, правительству же предстоит применять эти нормы в каждом конкретном случае»,— поясняет Ольга Шепелева. «Тем самым сняты потенциальные риски вторжения исполнительной власти в компетенцию законодателя»,— соглашаются с таким подходом в Минэкономики. Разработчики проекта не исключают, что помимо возможности изъятий споры в Госдуме затронут и процедуру ЭПР: с одной стороны, она должна быть простой и оперативной для бизнеса, с другой — защищать от злоупотреблений.