Ozon отключился от партнеров
Онлайн-ритейлер отказался от сторонних постаматов
Ozon, несмотря на наблюдающийся в последние дни повышенный спрос на товары в интернете, решил одномоментно отказаться от доставки заказов в несколько тысяч постаматов сторонних компаний, включая PickPoint и «Халву». Для партнеров ритейлера это решение стало неожиданным. В Ozon утверждают, что собственной инфраструктуры хватит даже в условиях возросшего спроса.
Онлайн-ритейлер Ozon уведомил партнеров по постаматной сети о том, что перестает осуществлять доставку товаров в их точки, рассказал “Ъ” собеседник на рынке онлайн-торговли. Решение касается постаматов PickPoint, «Халва» (в равных долях принадлежит Совкомбанку и Х5 Retail Group) и TelePort. В пресс-службе PickPoint подтвердили получение уведомления от Ozon, отказавшись от других комментариев. Гендиректор сети «Халва» Денис Петрушевский удивлен такому решению на фоне ситуации с коронавирусом. «Мы уважаем решение партнера, принимаем, но не понимаем. Мы рассчитываем, что сейчас с учетом непростой ситуации вокруг вируса бесконтактные способы доставки будут и дальше набирать популярность»,— пояснил он. Гендиректор TelePort Сергей Васильев подтвердил, что Ozon убрал постаматы компании со своей карты на сайте. «До последнего времени Ozon заявлял нам, что качество предоставляемой нами услуги было на самом высоком уровне, и говорил о расширении сотрудничества. Официальных версий причин от них не поступило»,— сообщил он.
16,7 тыс. точек
насчитывала сеть выдачи Ozon с учетом собственных и партнерских постаматов и пунктов выдачи на конец 2019 года
В пресс-службе Ozon подтвердили “Ъ” прекращение доставки в постаматы партнерской сети. «В результате нашей экспансии большинство партнерских точек сейчас расположены рядом с нашими либо постаматами, либо пунктами выдачи заказов, и, предлагая выдачу в партнерских постаматах, мы размываем для клиента представление о нашем бренде, усложняем для него навигацию и клиентский опыт»,— пояснила директор по связям с индустрией и корпоративным отношениям Ozon Мария Заикина.
По словам госпожи Заикиной, Ozon использует собственные алгоритмы управления загрузкой, которые дают клиентам больше удобных временных интервалов получения посылок.
Существующего количества постаматов Ozon.Box достаточно, чтобы обеспечивать выдачу посылок даже в период повышенного спроса, заверила госпожа Заикина. «Наше решение продиктовано исключительно желанием обеспечить наилучший опыт для клиентов»,— заключила она.
Партнерская сеть PickPoint и «Халвы» включает примерно 6,5 тыс. постаматов, TelePort — около 450 постаматов. У Ozon, по собственным данным, более 8 тыс. постаматов. По итогам 2019 года оборот ритейлера вырос на 93%, до 80,7 млрд руб., а число доставленных заказов увеличилось в 2,1 раза, до 32,3 млн.
Ozon выбрал удачное время, чтобы отключить партнеров, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин, количество интернет-заказов сейчас существенно растет, а способы их получения без участия человека востребованы. «Ozon создал собственного агрегатора служб доставки и наполняет эту систему своими же посылками. Включение и выключение партнеров внутри этого агрегатора — нормальная схема оптимизации, хотя и болезненная для рынка. Не удивлюсь, если пройдет какое-то время и Ozon опять включит все или часть из партнеров, когда будут нужны дополнительные мощности»,— рассуждает он. Исполнительный директор «Оборот.ру» Иван Кургузов напоминает, что в последние годы Ozon пытается сформировать лояльность клиентов, отмечая, что смена тактики на рынке доставки можно рассматривать как один из шагов в этом направлении.
Отключенные от Ozon постаматные сети сейчас могут восполнить потери за счет заказов из других источников на фоне растущего спроса, претендентов на эти мощности будет предостаточно, уверен Федор Вирин. Иван Кургузов соглашается, что компании продолжат развиваться, хотя им и станет «чуть сложнее».