Новости

Технологии

Традиционная одежда ненцев поможет не замерзнуть

На ее основе будет создана универсальная экипировка для Арктики

Фото: Дмитрий Ткачук, Коммерсантъ

Российские исследователи изучили свойства традиционной одежды жителей Крайнего Севера, которая защищает их от сильных морозов и не стесняет движений. Полученные данные помогут создать экипировку для туристов, военных и работников нефтегазовой отрасли, находящихся в арктических регионах.

Исследование поддержано грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда.

У коренного населения Крайнего Севера уже давно есть способы защиты от низких температур, которые позволяют не просто выживать, но и комфортно существовать в суровых условиях. Отличным примером служит одежда тундровых ненцев, живущих в северных районах, где зима длится около 230 дней, а температура воздуха опускается до –62°С. Если дизайнеры проанализируют традиции ее создания и будут опираться на опыт кочевых народов, то можно разработать прототип универсальной и удобной верхней одежды для жизни на Крайнем Севере.

Ученые Уральского государственного архитектурно-художественного университета (Екатеринбург) и музея «Кунсткамера» (Санкт-Петербург) изучили верхнюю одежду, которую носят ненцы. Материалы многолетних экспедиций коллектива дополнили анализом литературы о биологических особенностях оленьего меха. Также проанализировали традиционный дизайн одежды жителей разных регионов Севера. Помимо опросов, интервью и наблюдений исследователи сами тестировали шубы ненцев в полевых условиях. В качестве примера был взят комплект мужского гардероба, используемый сегодня от Кольского полуострова до Ямала. Комплект состоит из малицы (длинной шубы-рубахи из цельного полотна без швов, мехом вовнутрь), кисов (мягких высоких сапог мехом наружу) и чулок (мехом вовнутрь). Одежда кочевых народов для них как вторая кожа, порой они не снимают ее несколько дней подряд. В то же время многие вещи, изготавливаемые промышленным способом, сохраняют тепло не более двух часов.

Одежда ненцев выполнена из меха северного оленя, а он способен выдерживать температуру до –60°С. Его мех состоит из густых полых волосков и подшерстка, который сохраняет тепло внутри.

Традиционно меховую одежду надевают на голое тело, волоски плотно прилегают к коже и массируют ее, улучшая кровообращение. Шубы ненцев могут менять свое назначение и превращаться, например, в спальный мешок, если снять с пояса ремень и связать им шубу под согнутыми коленями. В таком мешке человек может спать, лежа на снегу. Еще одно преимущество одежды из оленьего меха перед другой экипировкой — мех впитывает пот и сохраняет нормальную температуру тела. Благодаря трубчатым волоскам шуба удерживает ненца на плаву, если он упал в воду. Военные в Арктике должны потреблять 5 тыс. килокалорий, чтобы восполнить энергию, потраченную на поддержание температуры тела. В одежде из оленьего меха человек тратит такое же количество энергии, как если бы он находился в более мягком климате.

«Традиционная меховая одежда ненцев — не просто шуба. Это комплект-трансформер, который можно использовать при любой погоде и в разных ситуациях. Например, опушка сохраняет лицо и органы дыхания от обморожения, а разрезы на рукавицах помогают быстро снять их, если это необходимо во время работы. При разработке дизайна одежды для жизни и работы на Крайнем Севере важно грамотно использовать существующие у северян традиции. Их одежда используется уже сотни лет»,— рассказывает руководитель исследования Светлана Кравчук, кандидат искусствоведения, заведующая инновационно-творческой лабораторией Уральского государственного архитектурно-художественного университета.

Согласно результатам исследования, ненецкая одежда будет согревать местного жителя лучше, чем гостей Севера. За сотни лет ношения меховых шуб на голое тело у ненцев сформировалась непохожая на нашу система потоотделения — туловище и спина практически не потеют. Пот выступает на лице и ладонях. Это важно учитывать при создании комфортной одежды для жизни и работы в холодных регионах.

Стоит отметить, что шуба у ненцев за несколько лет истирается до тонкой замши. Они используют сразу несколько малиц, самые старые из них носят летом. В конце шубы выбрасываются, и их съедают песцы — таким образом, одежда не вредит окружающей среде.

Полученные данные могут быть использованы для разработки новых материалов, похожих на структуру оленьего меха, и создания одежды наподобие той, которую носят кочевые народы. Это упростит жизнь некоренного населения и туристов, которые не знают традиций жителей Севера.


Здоровье

Много половых партнеров — больше шансов заболеть раком

Сексуальная активность — плохой прогностический признак

Люди, имевшие десять или более любовников или любовниц, значительно сильнее рискуют получить онкологическое заболевание, чем люди с более умеренной сексуальной жизнью.

Ли Смит, научный директор Кембриджского центра исследований в области спорта и физкультуры (Университет Англии им. Джона Раскина), говорит, что группа ученых, которую он возглавил, предполагала корреляцию между числом половых партнеров и риском заболеть раком: потому что известно, как некоторые заболевания, передающиеся половым путем, становятся причиной возникновения злокачественных новообразований. Но результат оказался все равно неожиданным: женщины, имевшие десять и более любовников, удваивали риск возникновения рака; шанс на онкологическую патологию у мужчины с десятком любовниц возрастал в 1,7 раза, если же любовниц было от двух до четырех — в 1,57 раза.

Можно предположить, почему у женщин риск существенно выше, комментирует результаты работы Ли Смит: вероятно, потому, что связь между некоторыми ЗППП и раком у них сильнее. Скажем, папилломавирус человека вернее ведет к раку матки, чем к раку пениса.

Данные для этой работы ученые взяли во Всеанглийском длительном исследовании старения, базе сведений о людях в возрасте 50 лет и старше. Среди множества других сведений были в этой базе и результаты опроса более 5700 человек, проведенного в 2012–2013 годах. Респондентов спрашивали, сколько половых партнеров в течение жизни у них было. Затем ученые сопоставляли эти сведения со сведениями об онкологических диагнозах.

Средний возраст участников опроса был 64 года, три четверти были женаты или замужем. Примерно 28% мужчин и 41% женщин сообщили, что девственники или имели всего одного полового партнера за всю жизнь. 22% мужчин и 8% женщин заявили, что число их партнеров превысило десять.

Ли Смит замечает, что перерождение ЗППП в онкологическое — только один из факторов, почему люди с большим числом половых партнеров сильнее рискуют заболеть раком. Другой, по его мнению,— авантюристические наклонности тех, кто заводит больше любовников или любовниц, а также их большая склонность к алкоголю и курению.

Критически воспринял выводы коллег Константин Закашанский, профессор гинекологии больницы им. горы Синай в Нью-Йорке. По его мнению, половая жизнь — слишком тонкий предмет для такого простого опроса: вряд ли люди готовы обсуждать с исследованиями реальные истории своих измен или любовных похождений.


Генетика

Гроза Мадагаскара

Ученые поняли, кто питается сифаками

Фото: Getty Images

Генетики помогли раскрыть происхождение загадочных мадагаскарских хищников, чья активность угрожает эндемичным островным видам фауны.

Сифаки, или пропитеки,— некрупные приматы, встречающиеся исключительно на острове Мадагаскар. Прежде их основными гонителями были фоссы, хищники размером с кошку, принадлежащие к семейству виверровых. Но еще на Мадагаскаре здорово расплодились дикие кошки, вдвое более крупные, чем домашние, и именно они стали решительно сокращать популяцию сифак.

«В тот день на тропе я наткнулась на растерзанное тело сифаки, беловатый мех был окрашен кровью. Я коснулась нижней части ее ступни,— вспоминает Мишель Саутер, антрополог из Университета Колорадо в Боулдере.— Сифака была еще теплая. И тут я услышала шорох — мелькнула кошка, полосатая, словно тигр, и растворилась в лесу».

Кошачьих изначально на Мадагаскаре не было, как показывали исторические исследования, и откуда взялись эти довольно крупные представители семейства, долгое время было загадкой. Но теперь исследователи раскрыли тайну их происхождения: это потомки кошек, сбежавших с арабских торговых кораблей, возможно, более 1 тыс. лет назад.

Теперь это отдельная популяция, которая за столетия адаптировалась к жизни на Мадагаскаре, и новые данные ученых могут стать первым шагом к защите уникальной и весьма разнообразной фауны острова от неутомимых охотников.

Эти дикие кошки в среднем достигают 60 см в длину, они полосатые, у них прямые хвосты, а главное — это азартные хищники, жадные до местных птиц, змей, грызунов и сифак. Они удачливые конкуренты эндемичных хищников, тех самых фосс, замечает Захари Фаррис, биолог из Аппалачского государственного университета.

Генетические исследования группы Мишель Саутер показали, что геном мадагаскарских хищников более всего похож на домашних кошек из регионов Аравийского полуострова, например Кувейта. А значительные размеры — общая тенденция кошачьих, вырвавшихся из домашнего плена, пример тому — одичавшие кошки в Австралии.

Исследователи предлагают тщательнее следить за популяцией обычных домашних кошек — их контакты с одичавшими, вероятно, позволяют благоденствовать всей лесной популяции.

Arctic design: revisiting traditional fur clothing within the daily routine of reindeer nomads; Svetlana Usenyuk-Kravchuk, Nikolai Garin, Alexandra Trofimenko, Denis Kukanov; журнал Heliyon, февраль 2020 г. Анатолий Кривов, по материалам статьи «The relationship Between Chronic Diseases and Number of Sexual Partners: an Exploratory Analysis»; Igor Grabovac, Lee Smith, Lin Yang, Pinar Soysal, Nicola Veronese, Ahmet Turan Isik, Suzanna Forwood, Sarah Jackson; журнал BMJ Sexual & Reproductive Health Анатолий Кривов сайт

Вся лента