«Если власти США перегнут палку, получат обратную реакцию»

Константин Симонов — об отказе снять санкции с Олега Дерипаски

Власти США отказались снять санкции с Олега Дерипаски. Как сообщает РБК, бизнесмен направил ходатайство в американский Минфин еще в июне прошлого года. Ответ пришел в начале марта. Дерипаска указывал на то, что причины, по которой два года назад на него наложили санкции (владение компанией «Евросибэнерго») больше не существует. Акционер отказался от контроля над группой En+, куда входит «Евросибэнерго». Решение Минфина США ведущий “Ъ FM” Борис Блохин обсудил с директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

— Давление на Олега Дерипаску продолжается все-таки? Какая цель у американских властей?

— Действительно, его не снимают пока с короткого поводка. Не так давно действительно Дерипаска пошел на беспрецедентные меры. Было введено, по сути, внешнее управление, совет директоров полностью поменялся и был наполнен представителями как раз западных инвестиционных структур. И все это выглядело достаточно сильным диссонансом по сравнению с той официальной политикой борьбы с санкциями, противостояния давлению Запада и так далее. Получалось довольно любопытно, что мы противостоим Западу, но в нашем ключевом производителе алюминия вводится внешнее западное управление, причем собственник компании разводит руками и признает, что по-другому просто с этим вопросом он справиться не может.

Но мы видим, что это, как оказалось, вовсе не означает, что за это с компании будут сняты абсолютно все санкции, Дерипаске дадут визу в Соединенные Штаты. Дерипаске по-прежнему показывают, что он находится в зоне внимания американской юстиции, американских властей. И я думаю, что это тоже такой сигнал, что он и дальше должен выполнять все те предписания, инструкции, как хотите это назовите, которые исходят от новых кураторов этой компании, которые в том числе сидят в совете директоров.

Как Олег Дерипаска обратился за помощью к журналистам

Смотреть

— Предположим, что он дальше будет действовать по тому сценарию, который ему предписан американскими властями. Как будут дальше действовать власти США, что они будут делать, каким может быть дальнейшее развитие событий с его бизнесом?

— Я не думаю, что давление будет сверхжестким. Почему? Потому что если вы здесь тоже перегнете палку, тогда уже наши власти могут все-таки настойчиво порекомендовать убрать всех англосаксов из совета директоров. Потому что очевидно же, что это уступка была со стороны России, не только со стороны Дерипаски — очевидно совершенно, что без санкции высшего политического руководства страны Дерипаска бы не пошел на этот шаг.

Соединенные Штаты все-таки определенных целей добились: Дерипаска изменил структуру управления, поменял совет директоров. Если с ним вести, так скажем, лобовое столкновение, задавливать его, соответственно, российские власти тогда могут сказать: давай все назад вернем. Зачем мы вводили их в совет директоров, пошли на серьезную уступку.

На фоне всей политической ситуации это выглядело как очевидное признание неспособности российских властей полностью самостоятельно осуществлять управление своими активами.

Это, конечно, было поражение российской власти, которая рассказывала, как классно противостоять санкциям и что здесь никаких проблем мы не испытываем. Но если власти США перегнут палку, получат обратную реакцию. Поэтому я лично не думаю, что компанию Дерипаски ждет ужесточение санкций и продолжение какой-то охоты на самого Дерипаску и его активы — охоты, как вы понимаете, в переносном смысле.

Вся лента