Вирус выключил звук
Фестиваль в Гластонбери и «Евровидение» отменены
С разницей в несколько часов пришли сообщения об отмене двух главных событий в популярной музыке Старого Света — фестиваля в Гластонбери и конкурса «Евровидение». О том, во что может вылиться эта отмена, рассуждает Борис Барабанов.
Сначала было объявлено о том, что следующий фестиваль Glastonbury состоится только в 2021 году. Фанаты самого престижного британского фестиваля под открытым небом, уже внесшие предоплату за билеты на Glastonbury-2020, могут потребовать ее возврата, или же она будет учтена при оплате билетов в следующем году. Если сравнимое по значимости американское музыкальное событие — фестиваль Coachella — перенесено на октябрь, то прогнозы организаторов фестиваля в Гластонбери более пессимистичны. Они считают, что раньше следующего года не стоит и надеяться на возвращение фестивальной индустрии в нормальное русло.
Отмена фестиваля была болезненным решением еще и потому, что в числе хедлайнеров Glastonbury значился сэр Пол Маккартни. Битломанам остается только верить в то, что в 79 лет он все еще будет в состоянии сыграть хедлайнерский сет на фестивале, рассчитанном на 200 тысяч зрителей.
Затем Европейский вещательный союз объявил об отмене ежегодного конкурса «Евровидение», который был запланирован на 12–16 мая 2020 года. В заявлении организаторов конкурса говорится о том, что на протяжении нескольких недель прорабатывались разные способы провести шоу в нынешнем году. Однако новость состоит именно в отмене, а не в переносе события или его трансформации в студийное шоу без зрителей.
Российские фанаты «Евровидения» надеялись на то, что его организаторы найдут способ провести конкурс нынешней весной. У нас в этом году очень перспективное представительство на конкурсе. Клип на песню группы Little Big «Uno» стал лидером по количеству просмотров среди всех номеров, выдвинутых на конкурс в этом году. Его посмотрели около 30 млн раз. Так что слова генпродюсера «Первого канала» Константина Эрнста о заочной победе Little Big похожи на правду.
Хочется верить, что Little Big останутся представителями России, когда даты следующего «Евровидения» будут определены. В практике российского представительства на конкурсе такой случай уже был. Юлия Самойлова должна была ехать на конкурс в Киев в 2017 году, однако украинские власти запретили ей въезд в страну. Тогда «Первый канал» и телекомпания ВГТРК договорились, что певица вернется на конкурс в 2018-м, с другой песней. В 2021 году за представительство России на «Евровидении» будет отвечать ВГТРК, и логично будет, если, как и в случае с Юлией Самойловой, два российских канала, которые входят в Европейский вещательный союз, договорятся о повторном участии Little Big.
Группа Little Big давно освоила правила жизни нового цифрового мира. Это умение теперь пригодится всем без исключения игрокам музыкального рынка.
Оправиться от удара, нанесенного коронавирусом концертной индустрии, смогут только те, кто знаком с тонкостями размещения и продвижения контента.
Выпущенная в 2018 году песня Little Big «Skibidi» набрала на YouTube 374 млн просмотров. Сингл Little Big «I`m OK» набрал 199,3 млн просмотров на быстрорастущей платформе TikTok. Little Big умеют зарабатывать на контенте и какое-то время смогут существовать, вовсе не играя концертов. А вот артистам, чей главный заработок — живые выступления, придется тяжко.
«Гастроли — это все, что есть у всех музыкантов мира,— говорил в недавнем интервью журналу GQ 78-летний Дэвид Кросби, автор, исполнитель и участник великой группы Crosby, Stills, Nash & Young.— Это действительно единственное, что мы можем сделать, чтобы заработать деньги. И потерять это просто ужасно. По правде говоря, если я потеряю туры, я, вероятно, потеряю свой дом».
Слова Дэвида Кросби тронули сердца меломанов по всему миру. Все понимают сегодняшний расклад, но мало кто ожидал, что легенда популярной музыки настолько зависит от концертов.
Не все разделяют и пессимизм Кросби. Скажем, его ровесник, фьюжен-гитарист Джон Маклафлин решил до конца апреля отдавать бесплатно цифровую версию своего нового альбома «Is that So?» Впрочем, можно предположить, что Маклафлин, в отличие от коллеги, просто может себе позволить такой жест и не очень переживает из-за того, что, как считает Дэвид Кросби, «стриминг-сервисы не платят музыкантам никаких денег».
Оставаясь зависимыми от концертов, музыканты под влиянием «вирусного фактора» трансформируют этот вид деятельности в соответствии с ситуацией. Российская группа «Би-2» объявила о том, что вместо отмененных выступлений в европейских и российских городах 20 марта сыграет концерт в прямом эфире онлайн-кинотеатра Okko. Он будет бесплатным. При этом множество артистов второго-третьего эшелона, которые существовали исключительно за счет концертов в клубах, лихорадочно ищут способы выжить и получить за свои выступления хоть какие-то деньги. Музыканты очень рассчитывают на краудфандинг-платформы вроде planeta.ru, имеющие налаженную систему сбора пожертвований. В последние дни появился большой спрос на услуги площадок типа lookport.live, которые предлагают как услуги съемочных групп, так и стриминг-трансляции, и продажу билетов на онлайн-концерты.
Если эпидемия коронавируса затянется, то аудитория может основательно «подсесть» на онлайн-концерты, и вытащить ее обратно на концертные площадки, «когда все закончится», будет непросто.
Да и хватит ли у людей денег на то, чтобы ходить на концерты и ездить на фестивали? Концертную индустрию ждет то же, что, скорее всего, случится с киноиндустрией. Люди окончательно распробуют онлайн-развлечения и просто останутся дома. На фестиваль в Гластонбери они, скорее всего, поедут, как и на «Евровидение». Но это лишь несколько десятков тысяч человек. Остальные останутся у домашних экранов, с пиццей, доставленной курьером.
Коронавирус-2020 в Китае и мире
Последние данные о распространении и ущербе от заболевания — в хронике “Ъ”