Domino`s Pizza подгорела
Франчайзи сети из Екатеринбурга требует с нее 20,5 млн рублей убытков
Екатеринбургский франчайзи Domino`s Pizza (принадлежит американской Bain Capital) пытается через суд взыскать 20,5 млн руб. убытков, которые он понес при открытии ресторана. Заведение закрылось, не проработав и полугода, генерируя каждый месяц убытки. Истец полагает, что владельцы франшизы предоставили ему недостоверные сведения по бизнес-плану, а сам план не был адаптирован под региональную экономику. Эксперты отмечают, что договор франшизы в большей степени защищает ее собственника.
Иск екатеринбургского франчайзи Эдуарда Скоромных к ООО «Пицца Ресторантс» (управляющий Domino`s Pizza) поступил в Арбитражный суд города Москвы в декабре 2019 года. По данным картотеки суда, господин Скоромных требует взыскать с компании убытки на сумму 20,5 млн руб.
В исковом заявлении говорится, что в сентябре 2018 года Эдуард Скоромных приступил к переговорам с Domino`s Pizza по поводу покупки франшизы и открытия пиццерии в Екатеринбурге. Господину Скоромных представили бизнес-план, в котором получение прибыли гарантировалось с первого месяца. В октябре он подписал предварительный договор коммерческой концессии и выплатил паушальный взнос $10 тыс. В декабре 2018 года господин Скоромных открыл пиццерию.
Однако работа заведения за первый месяц 2019 года показала убыток более 434,5 тыс. руб., в апреле этот показатель составил 418,9 тыс. руб.
«За весь период работы с декабря 2018 года по май 2019 года ресторан ни разу не принес прибыль. За пять месяцев размер убытков вырос до 20 млн руб.»,— сообщил франчайзи.
Он направил претензию в компанию и попросил возместить эту сумму, однако не получил ответа. Спустя полтора месяца господин Скоромных расторг договор франчайзинга в одностороннем порядке, а в ноябре 2019 года снова потребовал возместить убытки порядка 20,5 млн руб., однако ответчик не пошел на урегулирование конфликта.
Компания Domino's Pizza была основана в США в 1960 году. Первый ресторан на территории РФ был открыт в Москве в 1998 году, франчайзинг запущен в 2016 году. В августе 2019 года сеть насчитывала 102 корпоративных и 83 франчайзинговых ресторана в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Казани и других городах. Всего в мире работает более 11 тыс. пиццерий. Генеральным директором ООО «Пицца Ресторантс», которое управляет Domino’s Pizza в России, является Озгул Мустафа.
Истец полагает, что понес убытки из-за недостоверных сведений, которые компания предоставила на стадии переговоров. Так, бизнес-план предусматривал инвестиции на открытие ресторана на 13 млн руб., однако в смете фактических затрат господина Скоромных был указан показатель на 14,8 млн руб. Он сообщил об этом в «Пиццу Ресторантс» и потребовал изложить причины этого, однако не получил обоснования. «После подписания договора франчайзинга ответчик неоднократно в одностороннем порядке изменял размер капитальных затрат для открытия точки», говорится в исковом заявлении.
Кроме того, господин Скоромных уверен, что маркетинговые исследования для разработки бизнес-плана по открытию точки в Екатеринбурге не проводились.
«План основан на показателях Москвы и Московской области. Во время переговоров речь шла о том, что условия открытия точки адаптированы под региональный уровень. Однако после общения с коллегами из других регионов я понял, что бизнес-планы были абсолютно одинаковы»,— возмутился предприниматель.
Эдуард Скоромных отметил, что аналогичные претензии к Domino`s Pizza имеют и другие франчайзи, включая участников рынка Московской области. Пока соответствующий иск рассматривается в Челябинской области, однако господин Скоромных уверен, что количество судебных разбирательств увеличится после создания прецедента в пользу предпринимателей.
В картотеке арбитражных дел говорится, что компания «Пицца Ресторантс» подала к господину Скромных встречный иск на почти 6 млн руб. В эту сумму вошли неустойки и долги по различным документам, заключенным в рамках договора по франчайзингу. Первое судебное заседание по иску состоится в мае 2020 года.
В самой компании сообщили, что «в интересах участников процесса не хотели бы обсуждать взаимоотношения с франчайзи публично». «Мы стараемся идти навстречу нашим партнерам и решать разногласия мирным путем, к сожалению, это не всегда возможно. У работы по франшизе есть своя специфика, и мы в обязательном порядке обсуждаем ее еще до начала работы и затем фиксируем в договоре»,— сообщили в пресс-службе Domino`s Pizza.
Эксперты отмечают, что договор франшизы защищает в большей степени интересы ее собственника. «Для убедительности своей позиции истец старается представить себя человеком, у которого мало опыта в бизнесе и которого ввел в заблуждение его контрагент. Однако ответчик является лишь одним из игроков на рынке франшизы, поэтому предприниматель может не заключать с ним договор и обратиться к другому участнику рынка»,— полагает адвокат, партнер Международного центра защиты прав Globallaw Андрей Саунин.