Уклонению подняли ценник
Либерализация ответственности по налоговым преступлениям может ударить по крупному бизнесу
Госдума сегодня рассмотрит в третьем, итоговом чтении президентские поправки к Уголовному кодексу (УК), которые оставляют только фиксированные пороги при определении масштаба уклонения от уплаты налогов, отменяя исчисление сокрытых от бюджета сумм в процентах от всей фискальной нагрузки компании. Новый подход снижает давление не небольшие компании, но вряд ли устроит крупный бизнес, поскольку при определении масштаба уклонения уже не будет учитываться весь объем уплаченных компанией налогов. Юристы считают, что новые пороги создают условия для дробления бизнеса.
Госдума приняла во втором чтении законопроект с поправками к УК РФ по либерализации уголовной ответственности бизнеса. Одной из ключевых новелл президентского проекта стало изменение так называемых криминальных порогов сумм по налоговым преступлениям. Поясним, сейчас в ст. 199 УК РФ об уклонении от уплаты налогов организациями крупным размером признается сумма свыше 5 млн руб. за три года, если она превышает 25% всех подлежащих уплате налогов либо порог в 15 млн руб. Особо крупный размер — это более 15 млн руб. за три года, если утаенное превышает 50% всех налогов либо порог в 45 млн руб. Принятые поправки исключают исчисление в процентах и фиксируют твердые суммы: 15 млн руб. для крупного размера и 45 млн руб.— для особо крупного.
Такое снижение порогов для уголовного наказания за уклонение от уплаты налогов снижает давление на небольшие компании, но вряд ли понравится крупному бизнесу.
По информации “Ъ”, Российско-германская внешнеторговая палата в ранее направленных в Госдуму предложениях раскритиковала поправки. В палате считают, что исключение исчисления недоимки в процентах не учитывает вклада налогоплательщиков в наполнение бюджетов и масштабов бизнеса. Новые пороги, по мнению ассоциации, «означают, что небольшие компании могут уклоняться от уплаты налогов безнаказанно». «Если это форма поддержки малого бизнеса, то чрезвычайно опасная: во-первых, она создает дополнительные стимулы для дробления компаний и перерегистрации бизнеса на все новые юридические лица, во-вторых, формирует у начинающих предпринимателей привычку не платить налоги любыми способами, своего рода налоговый нигилизм»,— утверждается в обращении палаты в Госдуму.
По мнению советника налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner Александра Ерасова, для достижения поставленной президентом задачи по уменьшению уголовно-правового давления на бизнес было бы важно исключить исчисление порогов именно в твердых суммах.
«Более правильным является подход, при котором криминальные пороги недоимки рассчитываются с учетом сумм, которые уплачиваются конкретным налогоплательщиком,— сказал он “Ъ”.— Одно дело не заплатить налогов на 45 млн руб. из 45 млн руб. положенных, другое — если речь идет о неуплате 45 млн из 1 млрд». По словам эксперта, новые нормы приведут к тому, что крупный бизнес, у которого гораздо проще найти превышение пороговой сумму, будет подвергаться большему уголовно-правовому давлению. «Корректнее, да и в итоге выгоднее для бюджета будет сфокусировать ресурсы правоохранительных органов на борьбе с теми, кто не платит налоги, и не преследовать тех, кто их и так платит в значительных объемах»,— считает Александр Ерасов.
Партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская согласна, что поправки едва ли можно считать смягчением ответственности. По ее словам, логичнее увеличить минимальные фиксированные пороги при сохранении оборотных. «Отказ от оборотных порогов меньше всего отвечает интересам крупного бизнеса — при миллиардных налоговых отчислениях суммы в несколько десятков миллионов не так существенны, но при этом могут повлечь уголовную ответственность»,— замечает она. Александра Амбрасовская также считает, что если уж отказываться от какого-то критерия уклонения, то логичнее сделать это в отношении фиксированных сумм.