Город вырастает в трубу
Через 20 лет промплощадки Воронежа могут сократиться в восемь раз
“Ъ-Черноземье” стали известны основные параметры проекта генплана Воронежа, разработанного на период до 2041 года Институтом генплана Москвы. Проект предполагает, что население Воронежа через 20 лет увеличится на 18% к существующему уровню, а производственные зоны в черте мегаполиса сократятся с 767,4 до 93 га. В основу документа разработчики заложили вариант концепции «компактный город» при условии комплексного развития отдельных периферийных территорий. При этом перспективы транспортной инфраструктуры связали с интеграцией нового вида легкорельсового транспорта в единую систему перевозок с созданием транспортно-пересадочных узлов.
Основным принципом генплана Воронежа на 2020-2041 годы его разработчики — Институт генплана Москвы — выбрали развитие города за счет обновления ранее освоенных, но неэффективно используемых территорий. Приоритетным направлением «компактного города» признана реорганизация производственных зон и ветхого жилищного фонда, благоустройство и капитализация зон индивидуальной застройки в сложившейся черте города. В итоге к расчетному сроку, 2041 году, планируется, что зона ИЖС сократится с 6 до 4,7 тыс. га. При этом существенно вырастет зона малоэтажной застройки с 131 до 945 га. Зона многоэтажной застройки останется практически на прежнем уровне (1,44 — 1,45 тыс. га). Но в два раза увеличится доля общественно-деловой (с 139,6 до 298,9 га) и специальной общественно-деловой застройки (с 337 до 862,3 га). Зона смешанной общественно-деловой застройки может вырасти с 1,1 до 2 тыс. га. Наиболее существенное сокращение ждет производственные зоны — с 767,4 до 93 га.
Согласно документу к 2041 году население Воронежа составит 1,2 млн человек (прирост 190 тыс.). С учетом демографического прогноза объем строительства жилья к 2041 году запланирован на уровне 18-22 млн кв. м. То есть средний годовой ввод жилья за этот период должен составить 0,77 млн кв. м. Убыль жилого фонда планируется довести до 307,8 тыс. кв. м в 2026 году и 861,4 тыс. кв. м — в 2041-м. Количество мест в детских садах необходимо увеличить до 72,1 тыс. с существующих 39,2 тыс., в школах — с 88,6 до 158,6 тыс. мест.
Преимуществом стратегии «компактного города» называется сокращение инфраструктурных затрат в периферии, а также повышение качества среды. Предполагается, что сократится расстояние поездок от дома до работы для большинства воронежцев. При этом вырастет количество рабочих мест в историческом центре. Среди «слабых» сторон такого подхода названы снижение объема строительства доступного жилья экономкласса и сокращение территории сложившихся предприятий. Застройка будет уплотняться, появится необходимость переселения ИЖС. Кроме того, на исторический центр города повысится посетительская нагрузка.
Присоединение новых территорий к Воронежу рассматривается как неблагоприятный сценарий и в проектном решении не учитывается. Это объясняется, в частности, отставанием развития инфраструктуры на окраинах в период реализации предыдущего генплана-2008.
В октябре 2018 года, напомним, столичный НИнПИ стал победителем конкурса на право разработки генплана Воронежа до 2041 года. В 2020-м должно пройти обсуждение документа на публичных слушаниях, его согласование и утверждение.
Актуализация материалов генплана-2008 проводилась еще в 2014 году. Разработчиком этой документации стало ООО «Воронежпроект».
На начало разработки генплана-2008 территория города составляла 598,9 кв. км. В настоящее время — 596,51 кв. км. Приоритетной задачей действующего генплана являлось повышение обеспеченности населения доступным жильем в многоквартирном фонде экономкласса. На 2013 год жилфонд составил 25,4 млн кв. м. Планируемый прирост составлял 6,89 млн кв. м на территории 922,4 га. Убыль жилого фонда в связи с реконструкцией закладывалась на уровне 0,79 млн кв. м. Прогнозируемый жилфонд на 2020 год — 31,5 млн кв. м с учетом реконструируемых территорий. Однако за 2011-2018 годы в Воронеже было введено 7,5 млн кв. м жилья, в том числе 6,2 млн кв. м — многоквартирный фонд. Потенциал заселения построенного жилья оценивается в 225 тыс. человек.
Нынешний генплан имеет тенденцию к сокращению зон сельского хозяйства, индивидуальной жилой застройки и лесных насаждений в Воронеже. Эти зоны были использованы как территориальный резерв для реализации задачи массового строительства. Реконструкция сложившихся территорий со сносом ветхого фонда, а также трансформация промышленных зон произошла пока в незначительной степени. В результате реализации генплана-2008 проектировщики констатируют отток населения из центральной части города. Также, по их мнению, освоение новых территорий без формирования мест приложения труда привело к увеличению нагрузок на существующую транспортную инфраструктуру. Помимо этого, появилась необходимость значительных инфраструктурных затрат на инженерные и социальные объекты.
Разрабатываемый генплан сохраняет задачу по повышению обеспеченности населения жильем как приоритетную. Одновременно с этим документ оптимизирует инфраструктурные затраты за счет изменения баланса между освоением новых территорий и реорганизацией существующих.
Связать новые и старые микрорайоны Воронежа планируется с помощью формирования перераспределительных кольцевого и полукольцевого направлений улично-дорожной сети, строительства искусственных сооружений через реку Воронеж и железнодорожные пути, формирование дублирующих направлений. Все виды транспорта предлагается интегрировать в единую систему, обеспечив развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов. Речь идет о железной дороге (пригородно-городской, городской), новых видах легкого рельсового транспорта, наземного городского пассажирского транспорта и индивидуального легкового автомобильного.
Железнодорожное сообщение, в частности, планируется использовать в пригородно-городском и городском сообщении. В том числе организовать экспрессное движение поездов для повышения роли железных дорог в обеспечении транспортного обслуживания населения города и Воронежской агломерации. Ожидается, что доля пользования общественным транспортом населением может повыситься до 70% от общего объема перевозок. Линия трамвая, согласно расчетам, к 2026 году может оставить 39,5 км, а к 2041 году — 94,6 км. Протяженность легкорельсового транспорта — 41 км к 2041 году, железнодорожных путей — 140 км. Среднее время на передвижения сократится с 35 до 26 минут. Впрочем, пока в Воронеже ни трамвая, ни метро нет.
Как предложили изменить Воронеж известные архитекторы
Предложения были обнародованы в рамках девятого архитектурного форума «Зодчество VRN — 2019» в минувшую пятницу. Также на мероприятии разработчики генплана Воронежа публично отказались от реализации проекта метро из-за его экономической необоснованности.