Маркетплейс: торговля на бойком месте
Регионы Сибири с развитыми транспортно-логистическими развязками имеют огромный потенциал для бурного роста интернет-торговли. Сегодня не только крупные производители, но и малый и средний бизнес (МСБ) делают шаги в сторону онлайн-торговли, выходя на маркетплейсы (МП).
Каждый четвертый взрослый житель России, пользующийся интернетом, хотя бы один раз совершал онлайн-покупку. Тем не менее доля e-commerce (электронной торговли) в общем обороте российского ритейла пока не превышает 6%. Для сравнения: в странах-лидерах онлайн-торговли — США и Китае — этот показатель достигает 20% и 15% соответственно.
С другой стороны, темпы роста онлайн-торговли в России поразительны: ежегодно этот рынок растет на 20–30%. По прогнозу компании Data Insight, с 2018 по 2022 год общий объем рынка увеличится с 1,3 до 2,5 трлн руб., то есть почти в два раза. С этой оценкой согласны специалисты одной из крупнейших в России интернет-площадок Ozon и Института экономической политики имени Егора Гайдара.
Директор Ozon.Marketplace Анна Калеева уверена, что у рынка e-commerce есть все основания расти еще быстрее, и сейчас самое подходящее время, для того чтобы занять место в этой нише в России. «Это быстрорастущий сегмент ритейла, на котором можно делать свой бизнес, с пока еще низкой конкуренцией»,— поделилась выводами эксперт на семинаре в Новосибирске, организованном компанией Ozon совместно с областным Агентством инвестиционного развития.
Предполагается, что рынок будет расти в первую очередь за счет развития формата маркетплейса, который позволяет соединять миллионы покупателей и продавцов по всей стране. Наиболее известные в мире МП — американский Amazon и китайский AliExpress. Из российских платформ федерального масштаба наибольших результатов достигли Ozon, Wildberries, Lamoda.
За покупками в сеть
Модель интернет-магазина с небольшим ассортиментом уже не работает — это не интересно ни потребителю, так как выбор товаров ограничен, ни продавцу, который часто вынужден выступать менеджером, логистом, а иногда и курьером своих товаров. Если же продавец выходит на маркетплейс, то все операционные процессы — от логистики до клиентского сервиса — обеспечивает сама площадка, а клиент в таком случае получает большой выбор товаров. По сути, электронная платформа — та же ярмарка, предоставляющая продавцам место для торговли с соблюдением общих для всех правил.
К примеру, модель МП Ozon работает для продавцов по двум схемам: продажа товара из логистического центра и со склада продавца. В первом случае продавец заранее поставляет партию товаров в центр, где она хранится, обрабатывается и вместе с другими товарами собирается в заказы и отправляется клиентам. Во втором случае продавец привозит уже заказанные товары в логистический центр, а далее они вместе с другими товарами собираются в заказы.
Оба варианта предполагают самостоятельное управление продажами: продавец сам проходит процесс регистрации на площадке МП, управляет ассортиментом и ценами, сам решает, как продвигать свои товары с помощью маркетинговой платформы и рекламных инструментов, предоставленных площадкой. Получается, что вместо размещения на нескольких монокатегорийных площадках продавец может продавать абсолютно разные товары и комбинировать разные инструменты для продаж на маркетплейсе.
Пример Ozon демонстрирует, как из книжного онлайн-магазина можно за короткий период стать мультикатегорийной площадкой. Начав развивать модель МП в 2018 году, уже через полтора года работы Ozon имел более 7,2 тыс. зарегистрированных продавцов. А всего на платформе в 24 категориях представлено порядка 6 млн товарных наименований — от детских товаров и электроники до продуктов питания и одежды.
Банк «Хоум кредит» запустил свой продукт «Маркетплейс товаров в рассрочку» в 2017 году, став первым в этой сфере. Сейчас на МП можно выбрать более 50 тыс. товаров партнеров в категориях «Бытовая и компьютерная техника», «Телефоны», «Мебель» и многое другое. Число партнеров, работающих с сервисом, выросло до 57 магазинов и торговых сетей.
В свою очередь, ВТБ стал первым среди лидеров банковского рынка с собственным автомобильным маркетплейсом. В каталоге, представленном на сайте, более 16 тыс. новых автомобилей 47 марок. Его запуск — это первый шаг к созданию полноценного автомобильного маркетплейса для клиентов и партнеров.
Интернет ассортиментный
«Онлайн-потребитель при выборе интернет-магазина в первую очередь ориентируется на широкий выбор товаров: ему важно выбрать черную сумку среди сотни других черных сумок, поэтому привлечение продавцов по модели маркетплейса как раз позволяет интернет-площадке быстро наращивать ассортимент во всех категориях,— говорит госпожа Калеева.—Почему-то есть предубеждение, что на МП могут торговать только крупные продавцы. Это не так. Маркетплейс, наоборот, позволяет большему числу представителей малого и среднего бизнеса продавать свой товар наравне с крупными брендами».
О готовности работать в таком формате в ноябре прошлого года заявила созданная в Новосибирске группа компаний «Обувь России». По принципу МП она планирует выстраивать работу с новыми партнерами. «В последние два-три года российский розничный рынок значительно трансформировался, классические подходы к торговле сейчас менее эффективны. Ритейл становится более высокотехнологичным, появляются новые форматы. В то же время меняется поведение потребителей, которым постоянно нужен новый опыт, покупатели положительно воспринимают появление любых новинок в ассортименте. Учитывая данные рыночные тренды, мы решили модернизировать формат наших магазинов, по сути, превратить их в офлайн-маркетплейсы. Задача, которая стоит сейчас перед нами, — максимально расширить предложение в магазинах, чтобы удовлетворить запросы наших покупателей»,— прокомментировал планы директор группы Антон Титов.
Кроме того, по данным пресс-службы компании, уже в 2020 году «Обувь России» планирует в четыре раза увеличить число доставленных посылок через партнерские пункты выдачи заказов (ПВЗ) на базе своих магазинов — с 400 тыс. до 1,6 млн. Сейчас в торговых точках открыты более 1700 ПВЗ, компания сотрудничает с восемью партнерами — логистическими операторами PickPoint, DPD, Boxberry, ПЭК, Hermes, «Почта России», «Сберлогистика» и онлайн-ритейлером Ozon. Отмечается, что проект ПВЗ является частью стратегии компании по интеграции в логистическую инфраструктуру российского рынка интернет-торговли.
В этом же направлении планирует двигаться холдинг «Росагромаркет», который завершает строительство оптово-распределительного центра (ОРЦ) под Новосибирском. ОРЦ, рассчитанный на хранение до 95 тыс. т сельхозпродукции, предполагается ввести в строй во втором квартале 2020 года. «Наша цель — объединить на одной площадке поставщиков всех категорий продовольствия: овощей, фруктов, мяса, молочной продукции, рыбы, бакалеи. Мы будем консолидировать крупные партии продовольствия всех видов, доводить их от сырья до товарного состояния, которое мы видим на полках магазинов, и доставлять до оптового потребителя. Помимо физической инфраструктуры, мы также создаем современную IT-площадку ОРЦ-Marketplace, которая позволит поставщикам дистанционно размещать свои товары, заказывать услуги по доработке, фасовке, доставке, а потребители смогут набирать в корзину необходимые позиции»,— рассказал гендиректор холдинга «Росагромаркет» Богдан Григорьев.
Сейчас девять из десяти локальных брендов и производств ограничены продажами внутри своего города или региона из-за дорогой логистики, а выход на МП позволит им начать продавать товары по всей стране. Ведь в этом случае доставкой занимается сама площадка, а не продавец, делают вывод эксперты.
Еще один немаловажный фактор для клиента при выборе интернет-площадки — быстрая доставка товаров. Поэтому крупные игроки e-commerce сейчас активно развивают логистическую инфраструктуру по всей стране. У Ozon, к примеру, девять фулфилмент-фабрик, и в ближайшие 1,5–2 года компания планирует открыть еще не менее пяти логистических центров в регионах, из которых самый удаленный будет расположен в Новосибирске.
Это, считают в компании, позволит привлечь еще больше региональных производителей и предпринимателей, будет стимулировать развитие малого и среднего бизнеса по всей России и сделает миллионы товаров еще более доступными для жителей даже отдаленных регионов.