Дом в цифровых облаках

В Красноярске прошла бизнес-встреча «Ростелекома» с партнерами. Ведущим застройщикам и управляющим компаниям региона представили уникальные решения для создания единой цифровой экосистемы дома. Эксперты прогнозируют: в ближайшие несколько лет они полностью изменят представление жителей многоквартирных домов о комфортной и безопасной среде. Ключом, открывающим двери подъезда, станет смартфон, показания приборов учета будут подаваться удаленно напрямую в УК, а облачные сервисы позволят определить, есть ли сейчас возле дома свободные парковочные места. И это лишь небольшая часть предлагаемых «Ростелекомом» новаций.

Будущее наступает сегодня

Сервис «Ключ», представленный ведущим оператором цифровых услуг,– динамично развивающийся продукт с 2019 года. Первые жилые объекты с использованием данных технологий были подключены уже прошлым летом. Сегодня услугами «Умный шлагбаум», «Умный домофон», «Комплексное видеонаблюдение» и «Умные счетчики» только в Сибири пользуются более пяти тысяч абонентов. По расчетам оператора, популярность этого комплекса услуг в ближайшем будущем будет активно расти.

«Задача представленных на сегодняшнем мероприятии сервисов – создать для людей комфортную и безопасную жизнь. Уникальность нашего предложения в том, что представляется комплексный продукт. Сейчас на рынке предлагаются только отдельные сегменты, не связанные между собой. «Ключ» – это система продуктов, которая позволяет интегрировать интернет, телевидение, услуги безопасности как внутри квартиры, так и за ее пределами. При этом улучшается качество взаимодействия жильцов с управляющей компанией и повышается ликвидность квадратного метра жилья для застройщиков»,– отмечает директор проектно-продуктового офиса МРФ Сибирь ПАО «Ростелеком» Денис Войтеховский.

Современная жилая экосистема выглядит иначе, чем прежде. Телекоммуникации становятся обязательным элементом инфраструктуры жилья наряду с водоснабжением, отоплением и электросетями. И реальный потенциал интернета, уверены в «Ростелекоме», только начинает раскрываться.

Серьезно трансформируются такие традиционные вещи, как домофон. На смену аналоговым традиционным трубкам приходит видеосистема. Ее возможности шире, чем просто дистанционное открывание двери по звонку. Например, новые домофоны позволяют видеть лицо гостя. А открыть дверь подъезда можно при помощи мобильного телефона через специальное приложение.

Сейчас «Ростелеком» успешно внедряет технологию идентификации гостя. Не нужно ключа, карточки или сигнала со смартфона – устройство будет распознавать посетителя по лицу. Хозяин квартиры сможет проверить непосредственно на устройстве или в мобильном приложении, кто и во сколько к нему приходил в течение дня. Среди прочего можно посмотреть, все ли в порядке с припаркованным напротив домофона автомобилем.

Сервисы «Ростелекома» дают возможность организовать интеллектуальное управление калитками, шлагбаумами и воротами. Среди последних трендов – открытие въезда во двор с использованием радиометок на лобовом стекле автомобиля. Следующий этап – идентификация транспортного средства по госномерам. Владелец квартиры сможет внести в систему необходимый номер, и шлагбаум откроется перед машиной автоматически.

Зачастую большинство установленных жильцами пропускных систем не соответствуют законодательству. И работают до тех пор, пока не попадут в поле зрения соответствующих структур. После этого приходится не только заплатить штраф, но и демонтировать купленное дорогостоящее оборудование. Шлагбаумы «Ростелекома» строго соответствуют требованиями действующего законодательства. Это гарантирует отсутствие рисков претензий со стороны надзорных или правоохранительных органов. Вдобавок ко всему у оператора есть круглосуточный мониторинговый центр. На всех шлагбаумах размещен номер, по которому можно связаться со специалистами и открыть въезд автомобилю экстренной службы.

Умный дом

На бизнес-встрече Денис Войтеховский также представил новые продукты, входящие в линейку «Умный дом». Эта система предусматривает возможность установки датчиков задымления, движения, фиксации открытия и закрытия дверей и прочее. Перечисленных составляющих в большинстве случаев уже достаточно, чтобы обеспечить контроль за безопасностью квартиры. Срабатывание датчиков в режиме онлайн отображается на экране смартфона клиента, что дает возможность, соответственно, оперативно отреагировать на событие. В мобильном приложении реализована опция «Кнопка SOS». В случае несанкционированного проникновения в дом данная опция позволяет оперативно вызывать сотрудников охранного предприятия.

Доступные сервисы при модернизации сетей позволяют удаленно управлять светом в квартире и подачей электричества к розеткам. «Умный дом» предлагается в готовом коробочном варианте. Приобрести его можно не только в офисах компании, но в магазинах крупных сетей, продающих электронику и бытовую технику. Пользователь может легко подключить сервисы самостоятельно. Впрочем, есть возможность пригласить специалистов компании домой.

Строительство сети связи на этапе возведения дома значительно увеличивает престижность жилья, создает благоприятные условия проживания, при этом значительно сокращая затраты жителей на обслуживание данной инфраструктуры. Например, жильцы смогут подключать «Умный дом» без дополнительных контроллеров. Установленный в квартире роутер уже способен поддерживать такую функцию. Достаточно просто взять необходимый набор датчиков, система определит их автоматически. Нужно лишь будет откорректировать их настройки под свои потребности и запросы. Именно поэтому «Ростелеком» сегодня находится в активном диалоге и взаимодействии с застройщиками.

Честный счетчик

Цифровая трансформация также определяет новые подходы к энергоэффективности и управлению ресурсами.

Жителям больше не требуется передавать сведения со счетчиков воды, электричества, тепла, газа вручную. Благодаря единому пользовательскому интерфейсу показания автоматически попадают в управляющую компанию, а также доступны для мониторинга каждому жителю.

Все это уже работает на практике во многих российских домах, оснащенных оборудованием компании «Ростелеком». Сервис уже подтвердил свою надежность: довольны и жильцы, и управляющие компании. Главное преимущество – прозрачность расчетов. Понятно, за что и сколько начисляется плата. Если есть отклонения от общедомовых показателей, УК способна оперативно и точно установить причину. Это значит, что быстрее устраняются аварии, утечки, выявляются случаи несанкционированных подключений, расходы за которые ранее распределялись на всех жильцов.

Специалисты не сомневаются, в течение ближайших двух-трех лет этот тренд станет нормой по всей стране. «Наличие таких систем – значительный плюс для управляющих компаний,– поясняет директор партнера «Ростелекома» в сфере проектов телеметрии – компании Enviro Сергей Лялин.– Мы видим, что оперативное получение показаний приборов учета и аккумулирование на единой платформе позволяет им более успешно вести свой бизнес. В частности, брать на обслуживание большее количество домов без расширения штата. Рынок, на котором они работают,– конкурентный. Телеметрия позволяет обеспечивать жильцов большим количеством сервисов. А значит, УК получает дополнительное преимущество по сравнению с другими организациями, работающими на рынке».

Платформа «Ключ» активно развивается согласно требованиям времени, и число удобных сервисов продолжит расти.


Алексей Тихонов, главный инженер строительной компании «Ментал плюс»:

– Мы уже довольно плотно сотрудничаем с «Ростелекомом» в части телефонизации домов, проведения интернета и телевидения, установки видеодомофонов, диспетчеризации лифтов. На Дудинской и Калинина соответствующие решения были заложены в проектах. И мы не ошиблись, в этом убедились в ходе совместной работы. Такой спектр предлагаемых решений есть только у «Ростелекома». Важно, что проекты формируются под конкретные объекты и с максимально эффективным решением поставленных задач. Не сомневаюсь, что наше сотрудничество в еще более продвинутой форме продолжится на следующих жилых объектах. Например, серьезно изучаем новые возможности по установке датчиков задымления и утечки воды. Полагаю, такая опция заинтересует покупателей квартир в наших домах, поскольку позволит вовремя отреагировать на возникновение подобных ситуаций, а значит, избежать серьезного ущерба и неприятностей. Радует, что компания активно работает над расширением предлагаемых услуг. Это позволяет нам не отставать от мировых трендов и предлагать на рынке недвижимости одни из самых интересных проектов.