В ресторанах становится тише
Челябинские кинотеатры и общепит отмечают снижение спроса на 50% из-за коронавируса
Челябинцы стали меньше посещать кинотеатры и рестораны из-за угрозы распространения коронавируса. Посещаемость в некоторых заведениях снизилась на 50–70%, сообщают участники рынка. При этом количество посетителей областной штаб по профилактике пандемии рекомендовал ограничить до 50 человек. Предприниматели готовятся к дальнейшему снижению спроса, а также негативным последствиям в виде закрытия бизнеса и банкротств. Эксперты прогнозируют кризис в отраслях общественного питания и развлечений.
В коммерческих кинотеатрах Челябинска принимают специальные меры по профилактике распространения коронавируса. Так, холдинг «Мегаполис» (управляет многозальными кинотеатрами в торгово-развлекательных комплексах «Мегаполис», «Фокус» и «Алмаз»), ввел дополнительную санитарную обработку дверных ручек, кресел и других поверхностей, к которым часто прикасаются посетители. В ближайшее время на входах планируют поставить аппараты с дезинфицирующей жидкостью. Персонал обеспечен обеззараживающими средствами и медицинскими масками, рассказал директор компании Александр Одольский. По его словам, за последнее время произошло снижение количества посетителей примерно на 10%. Кинотеатры группы «Мегаполис» будут соблюдать рекомендации областного штаба по профилактике распространения коронавируса и ограничат количество посетителей одного сеанса до 50 человек. «В будние дни наполняемость зала и так меньше 50 человек. В выходные будем сокращать количество билетов в кассах до 50. Будем делать так, чтобы люди, которые не вместе покупали билеты, не сидели рядом»,— отметил господин Одольский.
Кинопрокатные компании из-за пандемии перенесли весенние премьеры на лето, осень или на 2021 год. Из-за этого челябинские кинотеатры во второй половине апреля останутся без нового качественного контента, говорит управляющий кинотеатра «Знамя» Артем Созыкин. «Не знаю, что будет в прокате после 15 апреля, когда закончатся фильмы, которые есть. Там будет огромная яма. Перенесли большие хиты. “Стрельцов” выйдет в мае, а “Пальма” в начале июня. Это будут российские фильмы, не знаю, как на них будут ходить, если ситуация будет ухудшаться. Если ничего не будет меняться, будем пускать повторно в прокат старые фильмы»,— отмечает господин Созыкин. В кинотеатре «Знамя» количество посетителей на этой неделе снизилось на 50%. В связи с особым режимом сотрудники дважды в день обрабатывают хлорным раствором все подлокотники и спинки кресел в кинозале, периодически дезинфицируют дверные ручки, столы, бирки и стойки в гардеробе, все сотрудники носят маски, в зал не допускают более 50 человек.
Директор «Лаборатории живого пива» Илья Ройтенберг сообщил, что в прошлую пятницу в его заведении было на 70% меньше людей, чем обычно. Бизнесмен ожидает дальнейшего усиления профилактических мер, вплоть до закрытия предприятий общепита.
«Мы понимаем, что есть вероятность полного закрытия заведений общественного питания. Я уже думаю, как мне людей не оставить без работы. Вчера у нас было собрание, мы думали, как можно дать возможность зарабатывать деньги. Я знаю точно, что малый бизнес долго так не протянет»,— говорит Илья Ройтенберг.
Владелица холдинга Showrest Group (заведения Boris Bar, Greenery gastro-bar, Envy, Bunny Burrow Restaurant & Bar, «Ресторан живой рыбы») Татьяна Мизюрина рассказала, что для обеспечения безопасности посетителей столы в ресторанах отодвинули на расстояние одного метра друг от друга. В заведениях запрещено одновременное присутствие более 50 человек. «Мы закупили антисептики, установили их при входах в бары и рестораны. Во всех гостевых туалетах также стоят антисептики. Измеряем каждый день температуру сотрудников в присутствии менеджера. Обрабатываем все поверхности»,— сообщила госпожа Мизюрина. По ее словам, в 2020 году стоит ожидать массового ухода с рынка общепита «слабых игроков». «Спад посещаемости очень большой, порядка 50% за последние три дня. Рынок очистится, это точно»,— резюмирует собеседница.
Фудмаркет «Белый рынок» на улице Тернопольской разделили на две зоны, где разрешено одновременное присутствие не более 50 человек. «В залах имеются стойки с дезинфицирующим раствором. Также проводится обработка мебели, мест общего пользования специальными санитайзерами»,— сообщила управляющая ТК «Белый рынок» Ирина Кравцова. Посещаемость заведения начала снижаться в течение текущей недели, на сколько процентов стало меньше посетителей, госпожа Кравцова не ответила.
В холдинге «Рестостар» заявили, что не заметили снижения количества посетителей в связи с риском распространения коронавируса. Управляющая ресторанами «Журавлина» Альбина Богданова отметила, что оттока клиентов в последнее время не было. В заведениях выполняют все рекомендации Роспотребнадзора и областного штаба по профилактике распространения вируса. «У всех сотрудников измеряют температуру, они обеспечены масками. Мы также обеспечили кожными антисептиками все туалетные комнаты. Дополнительно установили санитайзеры, участили периодичность уборки. Мы соблюдаем расстояние в метр между столами и ограничение по одновременной посадке не более 50 человек»,— рассказала госпожа Богданова.
Аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов прогнозирует, что из-за снижения спроса большинство сотрудников общепита в ближайшие месяцы уйдут в неоплачиваемые отпуска. «Вырастет долговая нагрузка у большинства кафе, ресторанов и заведений. Не исключено, что к лету часть из них закроется. Надо отметить, что сейчас низкий сезон. Но если вирусная паника зайдет слишком далеко, то нельзя исключать, что весь сезон лета 2020 станет провальным для индустрии общепита и развлечений. В условиях кризиса и падения доходов население предпочтет максимально урезать расходы на развлечения. Все это может вылиться в глубокий спад индустрии отдыха и общепита, сопоставимый с падением 2015 года. Может быть потеряно до 40% рынка»,— считает эксперт.
По мнению управляющего партнера экспертной группы Veta Ильи Жарского, при дальнейшем ужесточении карантинных мер владельцы ресторанов и баров могут потерять до 90% выручки. «Но для них есть вполне очевидный выход из сложившейся ситуации, который может позволить снизить ущерб до допустимых размеров, скажем до 30–35%. Выиграет сейчас тот, кто сможет самостоятельно или вместе с сервисами доставки наладить доставку заказов до двери»,— говорит господин Жарский. По его мнению, гораздо тяжелее будет справиться с «вирусным кризисом» кинотеатрам и организаторам массовых мероприятий. Рентабельность такого бизнеса и так не превышает 10%, а из-за оттока посетителей доходы могут упасть до нуля.