Наболевший кэшбэк
Банки подстраиваются под изолированных клиентов
Распространение коронавирусной инфекции, в результате которого все больше россиян идут на самоизоляцию, подстегивает банки к выводу на рынок актуальных предложений. В основном это повышенный кэшбэк для тех, кто проводит время дома. Эксперты сомневаются, что от таких предложений клиенты смогут получить реальную прибыль.
Согласно проведенному “Ъ” опросу крупнейших банков, ряд из них начал предлагать финансовые продукты или услуги, учитывающие поведение клиентов на фоне распространения эпидемии коронавируса. В Альфа-банке сообщили, что планируют «ввести весомый кэшбэк за покупки в категориях, которые скрасят клиентам вынужденное нахождение дома — в первую очередь развлекательные и образовательные сервисы, которыми можно пользоваться удаленно». Тинькофф-банк для новых клиентов, которые оформят карту Tinkoff Black, запускает акцию Stay Home. В рамках нее клиенты смогут получить кэшбэк от 5 до 15% за оплату «различных услуг, актуальных во время социальной изоляции», в том числе доставку еды, товаров для животных и прочих бытовых средств, оплату сериалов, ТВ, музыки, игр, книг, онлайн-образования, телемедицины и видеотренировок. МКБ объявил о введении новой категории для повышенного начисления баллов (5–7%) в программе «МКБ Бонус» — «На карантине». Она также будет включать доставку еды из ресторанов быстрого питания, онлайн-кинотеатры, покупку видеоигр. По словам директора департамента управления банковскими продуктами «Ренессанс Кредита» Натальи Ищенко, банк готовит к запуску «карточный продукт, который будет интересен пользователям, выбирающим для проведения досуга в домашних условиях онлайн-игры».
Банки предлагают сэкономить и с помощью других сервисов. В ОТП-банке в стандартные страховые продукты включили риски временной утраты трудоспособности, инвалидности и летального исхода по причине вирусных заболеваний, в том числе инфекции коронавируса. Ранее страхование от вируса начал продавать банк «Восточный» (см. “Ъ” от 12 марта). Также ряд банков начали дистанционно предоставлять консультации юристов и врачей по вопросам, связанным со сложившейся эпидемиологической обстановкой.
Однако не все участники кредитного рынка поддерживают предложение подобных продуктов. По словам руководителя дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса Райффайзенбанка Романа Зильбера, в банке не видят необходимости в создании продуктов, ориентированных на новостной фон. В банке «Санкт-Петербург» заявили, что «не заигрывают с наболевшими темами, а потому не запускают специфичные продукты».
Эксперты отмечают, что особой выгоды из предложений финансистов клиентам извлечь не удастся. По словам аналитика ГК «Алор» Алексея Антонова, экономический кризис является периодом, когда банки находятся в уязвимом состоянии, поскольку основные потребители их услуг пользуются продуктами в очень ограниченном режиме. «Позиционирование "жестов" с повышенным кэшбэком — это обычный рекламный ход, чтобы не потерять свою выгоду, которая даст просадку на время карантина»,— отмечает он. В периоды нестабильности людям свойственно переходить на сберегательную модель поведения, однако в рамках банковских продуктов здесь сложно предложить нечто сверхпривлекательное, соглашается инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. «Ощутимую выгоду клиент получает лишь при высоких оборотах по карте,— поясняет он.— При кэшбэке в 5% и тратах в месяц 60 тыс. руб. выгода составляет 3 тыс. руб. Однако сложно найти тех, кто тратит сопоставимые суммы в онлайн-кинотеатрах или на играх». Кроме того, на рынке не редки крайне запутанные программы лояльности, когда сложно спрогнозировать размер выгоды, заключает эксперт.