Восточный полигон разбирают на квоты
Малый бизнес претендует на 15% его мощностей
Малый и средний бизнес спешит получить себе гарантии проезда по Восточному полигону в преддверии введения квотирования. «Опора России» просит правительство зарезервировать за малым предпринимательством 15% от провозных мощностей БАМа и Транссиба. Аналитики считают, что выделить грузы малого и среднего бизнеса из общей массы будет непросто, поскольку такой категории нет, и предвидят, что теперь в очередь за квотами выстроятся новые группы грузоотправителей.
Президент «Опоры России» Александр Калинин 13 марта направил письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову (есть у “Ъ”) c просьбой выделить субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) квоту на БАМе и Транссибе. В письме сообщается, что угольные предприятия из числа субъектов МСП не могут конкурировать с крупными холдингами и продавать продукцию напрямую потребителям из-за невозможности согласовать перевозку своего груза железнодорожным транспортом, поэтому вынуждены продавать ее крупным холдингам в местах добычи, что снижает рентабельность. Продукция лесной, пищевой, машиностроительной промышленности, пишет господин Калинин, востребована в восточных субъектах РФ и в соседних странах, включая основного партнера — КНР.
Прием заявок на железнодорожную перевозку груза ограничен, а автотранспорт слишком дорог, говорится в письме. В этой связи господин Калинин просит дать субъектам МСП 15% от объема перевозок в восточном направлении.
Квоты на перевозку грузов по ограниченным провозным мощностям БАМа и Транссиба должны быть согласованы к 20 марта. Минэнерго и Минтранс подготовили методику их распределения между различными грузами и, в случае угля, между конкретными компаниями: часть угольной квоты будет распределяться обычным порядком, часть — в зависимости от поставок по альтернативным, менее рентабельным направлениям. Доля угля в грузообороте Восточного полигона на конец года составляла 54,8%. Поставки угля на экспорт на Восток с 2015 по 2019 год увеличились на 41,8%, или на 28,4 млн тонн, до 96,3 млн тонн. В этом году, по прогнозу, экспортные перевозки угля на этом направлении составят 97 млн тонн. При этом 18 марта ОАО РЖД и Кузбасс договорились о провозе по Восточному полигону до конца года на экспорт 53 млн тонн угля (см. “Ъ” от 19 марта).
Вице-президент «Опоры России» Глеб Киндер поясняет, что это предложение уже обсуждалось с руководством ОАО РЖД, в том числе на совещании под председательством главы монополии Олега Белозерова 5 февраля. «Инициатива была поддержана»,— говорит он, поясняя, что доход для ОАО РЖД формируется не только благодаря угольным грузам. Ему «экономически выгоднее перевозить продукцию предприятий МСП»: «тариф на транспортировку угля на 10 тонн/км составляет менее 2 руб., а на перевозку продукции МСП — 3–6 руб.».
В аппарате господина Белоусова “Ъ” сообщили, что письма не получали и что в целом вопрос — в компетенции Минтранса. В Минтрансе “Ъ” пояснили, что в соответствии с разрабатываемой методикой план перевозок всех объемов грузов в восточном направлении составляется с учетом резерва 5% от пропускной способности. «При этом различий между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупными компаниями не предусмотрено»,— добавляют в министерстве.
Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что «разбирать» дефицитные пропускные способности начали еще до принятия методики, и первыми это сделали угольщики, теперь очередь за другими профессиональными ассоциациями: металлургами, зерновиками, химиками и т. д. Что касается малого и среднего бизнеса, то грузы, подпадающие под такую категорию, отдельно в номенклатуре не выделяются, и получить под них отдельную квоту будет еще сложнее. Впрочем, отмечает эксперт, он не видит в этой категории достаточное количество грузов, чтобы заполнить 15% провозных способностей Восточного полигона: как правило, на этом направлении работают более крупные грузоотправители. Также непонятно, добавляет господин Савчук, кто будет гарантировать предъявление груза в случае неиспользования выделенной пропускной способности: в подписанном соглашении с угольщиками эту функцию опосредованно выполняют региональные власти.