Нас окружает невежество
Ответ Альберту Эйнштейну
В древности обладание знаниями часто было привилегией, доступной лишь избранным,— например, жрецам храмов Древнего Египта. В редакторской колонке «Иерархия знания», опубликованной в журнале Scientific American, высказывается мысль о том, что при взгляде на наше время у людей будущего может возникнуть похожее ощущение — распространенность знания лишь среди избранных.
Недавно газеты опубликовали заявление Альберта Эйнштейна о том, что только дюжина человек в мире способны понять теорию гравитации. В некоторых кругах общества это заявление вызвало чувство обиды, замаскированное под удивление. Хотя никто пока не предпринял попытки точно сосчитать число людей, способных понять теорию Эйнштейна во всех деталях, и, возможно, дюжина — это преуменьшение. Нет сомнения, что число таких людей очень мало, пренебрежимо мало по сравнению с численностью населения цивилизованного мира. Но это не позорит среднего человека, не имевшего возможности изучить математику на таком уровне, чтобы понять поднятые Эйнштейном проблемы. Но это заставляет задуматься над вопросом о контрасте между широким распространением знания в наши дни и малым числом избранных, обладающих большими знаниями.
Оглянувшись вокруг, легко заметить, что торжествующее невежество соседствует с эрудицией и просвещением. И не только там, где знания малодоступны, но и там, где следовало бы ожидать лучшего состояния дел. Вспомним, как во время катастрофы «Титаника» один из членов комиссии по расследованию ее причин задал вопрос: «А почему пассажиры не спрятались в водонепроницаемых отсеках?» Известен случай, когда известный адвокат «процитировал» один из законов Ньютона о движении так: «Трение является причиной колебаний». В другом случае видный государственный деятель заявил, что уровень рационального использования электричества, составляющий 98%, за счет прогресса науки можно увеличить в четыре раза.
Знания человечества увеличились так, что один человек не способен удержать все это в голове. Но приведенные выше примеры вызывают сомнение в существующей системе образования и устройства общества, раз подобное не только возможно, но и широко распространено.
Не только в Древнем Египте знание было достоянием избранного меньшинства.
С колонкой «Иерархия знания» можно ознакомиться в журнале Scientific American от 13 марта 1920 года.