Показательная экология
Свердловская область находится на последних местах экологических рейтингов среди регионов России. Здесь сконцентрировано много крупных промышленных предприятий, которые, несмотря на принимаемые меры снижения вреда окружающей среде, продолжают отрицательно влиять на экологию. Надежды на изменение ситуации сегодня связаны с нацпроектом «Экология». Кроме того, уже с 2020 года к предприятиям предъявят повышенные экологические требования, а показатели экологичности регионов официально войдут в KPI губернаторов.
Экологические аутсайдеры
Концентрация промышленных предприятий в УрФО в четыре раза выше, чем в среднем по России. Это влияет на экологический рейтинг уральских регионов. Хуже всего дела обстоят в Свердловской и Челябинской областях, заявил на окружном совещании по экологии полпред Николай Цуканов. «Челябинская и Свердловская области находятся в последней десятке национального экологического рейтинга. Валовый объем выбросов по округу в атмосферу превышает 5,2 млн т, что неблагоприятно отражается на здоровье наших граждан»,— рассказал господин Цуканов. Он подчеркнул, что по информации Роспотребнадзора, экологическими рисками, связанными с неблагополучием окружающей среды, обусловлено почти 40% заболеваемости населения промышленных регионов.
Другим показателем неблагополучия экологической обстановки стало качество питьевой воды. По данным полпреда, около 80% опрошенных жителей Свердловской и Челябинской областей заявили, что воду из крана пить невозможно. По словам Николая Цуканова, показатели программы «Чистая вода» в регионе выполняются, но ситуация не улучшается, поскольку показатели этой программы были занижены. В связи с этим полпред поручил провести в регионах аудит мероприятий по проекту «Чистая вода», по итогам которого необходимо скорректировать реализацию программы.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев признает экологические проблемы в регионе. По его словам, с 2014-го по 2018 год в регионе на 16% сократились выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод. «Вместе с тем, область по-прежнему входит в число регионов со сложной экологической обстановкой. Реализация национального проекта “Экология ” открыла новые возможности для коренного перелома ситуации, формирования условий для значительного экологического прогресса», — считает губернатор Евгений Куйвашев.
Нацпроект «Экология» включает 11 федеральных проектов. Самый дорогостоящий из них — «Чистый воздух». В Свердловской области за три года (2019–2021 годы) объем финансирования экологических проектов из бюджета двух уровней составит 1,4 млрд руб. В текущем году общий объем финансирования мероприятий по нацпроекту в Свердловской области составляет 471 млн руб. Речь идет о финансировании пяти программ: «Чистый воздух», «Чистая страна», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Сохранение лесов». По данным министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, до 2024 года на эти цели из регионального и федерального бюджетов выделят более 4 млрд руб.
По словам господина Куйвашева, в 2020 году основными запланированными мероприятиям программы станут разработка проектной документации по экологической реабилитации озера Шарташ в Екатеринбурге, создание рекреационной инфраструктуры туризма в границах восьми особо охраняемых природных территорий, продолжение работы по ликвидации Широкореченского полигона и свалки в Арамили.
Вложения в воздух
В Свердловской области, по данным регионального минприроды, превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ ежегодно фиксируется в шести городах. Наибольшие значения выбросов от стационарных источников наблюдаются в Рефтинском, Нижнем Тагиле, Качканаре, Серове, Пелыме и Екатеринбурге.
Лидерами по объему вредных выбросов в воздух были предприятия «Энел» (владеет Среднеуральской ГРЭС, а до прошлого года владела Рефтинской ГРЭС), все остальные источники — компании черной и цветной металлургии.
В 2020 году в России стартовал «пилотный» проект по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Эксперимент проводится в целях снижения уровня загрязнения воздуха в 12 промышленных центрах России, в которых предстоит до 2024 года на 20% снизить уровень выбросов вредных веществ в атмосферу. В Свердловской области в федеральный проект попал Нижний Тагил. Предприятия, расположенные во втором по величине городе региона, уже финансируют мероприятия для снижения выбросов самостоятельно. На это в 2020 году «Евраз НТМК», Высокогорский ГОК и Уралвагонзавод потратят 183,6 млн руб. В 2019 году объем финансирования таких мероприятий был вдвое больше (362,9 млн руб.), сообщили в министерстве природных ресурсов Свердловской области.
За проведение сводных расчетов выбросов на территории Нижнего Тагила отвечает федеральная структура — Росприроднадзор. Сейчас ведомство обобщает весь массив данных за 2019 год, предварительные итоги не раскрываются, официальная статистика появится только в конце апреля. На следующем этапе Роспотребнадзор определит перечень загрязняющих веществ, подлежащих квотированию, и оценит степень риска выбросов для здоровья человека. Этот анализ будет сделан к 1 августа, и уже на его основе в срок до 1 ноября появится перечень объектов, квоты по выбросам для них и будут определены компенсационные работы. Сроки их проведения, объем и источники финансирования будут утверждены до марта 2021 года.
«B случае невозможности соблюдения установленных квот, должны быть разработаны и реализованы планы мероприятий по достижению квот выбросов в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения уведомления об установленных квотах»,— сообщили в департаменте Росприроднадзора в УрФО. Де-факто надзор декларирует, что в рамках прежних показателей остаться не получится, позиция государства будет жесткой.
Напомним, почти весь прошлый год крупный бизнес старался убедить правительство РФ принять законопроект о квотировании загрязняющих выбросов без указания квот на выбросы, торговли квотами, штрафов за превышение показателей, прогнозируя рост тарифов и ускорение инфляции. Установление целевых показателей выбросов для отдельных отраслей, по прогнозам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), привело бы к сокращению производства какой-то продукции. В итоге в самом законе, который уже вступил в силу, четких параметров нет. И де-факто бизнес и власти будут договариваться по параметрам в каждом отдельном случае приказами и соглашениями.
Отметим, что значительную долю в загрязнение воздуха также вносят автомобили. Так, в 2018 году вредные выбросы от автотранспорта по региону в целом составили 539 тыс. т. К уровню 2017 года они увеличились на 97,1 тыс. т (22%). Причиной роста стало увеличение количества автотранспорта на Урале.
Каплей меньше
Если анализировать источники загрязнения водных объектов, то основным на Среднем Урале можно назвать коммунальное хозяйство. На его долю приходится почти 60% от общего объема загрязняющих стоков. Треть — это обрабатывающие предприятия. С января 2019 года по декабрь 2024 года в регионе должна быть реализована специальная программа реабилитации водных объектов (предусмотрена нацпроектом «Экология»), объем финансирования которой составит 1,3 млрд руб. Из них средства федерального бюджета — 791,3 млн руб., областного — 435,6 млн руб. Львиная доля расходов пойдет на реабилитацию источников питьевого водоснабжения. В Свердловской области это семь водохранилищ (Черноисточинское, Северское, Верхне-Сысертское, Верхне-Макаровское, Верх-Исетское водохранилища, озеро Шарташ, Волчихинское водохранилище) и шесть участков русел рек (реки Нейва, Сарабайка, Камышловка, Тагил, Баранча, Бобровка).
В прошлом году выполнены работы по очистке первого объекта — русла реки Бобровка в Артемовском городском округе. Исполнитель работ ООО «Подрядчик» получил за это 23,5 млн руб. В 2020 году начнется экологическая реабилитации Черноисточинского водохранилища (источника питьевого водоснабжения города Нижний Тагил). Заявка на федеральную субвенцию от Свердловской области прошла согласование Росводресурсов.
За счет средств областного бюджета начинается разработка проектной документации по экологической реабилитации озера Шарташ (Екатеринбург). Затем пакет документов будет передан на госэкспертизу, после чего Федеральное агентство водных ресурсов будет принимать решение о финансировании самих работ. Ориентировочно они начнутся с 2022 года.
Новые формы регулирования
Согласно рейтингу Raex (2018 год), российские промышленные компании из топ-20 тратят на охрану окружающей среды в среднем 1,9% от своей ежегодной выручки. Самые крупные затраты на программы сохранения и восстановления природы несут нефтяные, металлургические компании и представители целлюлозно-бумажной промышленности. Основные статьи расходов бизнеса: ликвидация опасных объектов накопления вреда, повышение качества питьевой воды и снижение уровня выбросов загрязняющих веществ.
Лидеры по расходам на экологию (доля расходов по отношению к выручке) в регионе Большого Урала выглядят так: «Уралкалий» (Пермь) — 2,5%, «Сургутнефтегаз» (ХМАО) — 2,03%, «Энел Россия» (Свердловская область) — 1,73%, Челябинский цинковый завод (Челябинская область) — 1,23%, ММК (Челябинская область) — 1,09%. Объем финансирования экологических программ предприятиями «УГМК-Холдинг» — около 3 млрд руб. в год, около миллиарда тратит «Евраз НТМК», Корпорация «ВСМПО-Ависма», согласно отчету за 2018 года, вложила в природоохранные мероприятия 502,9 млн руб. Таким образом, вложения компаний в природоохранные мероприятия в регионе присутствия уже сейчас превышают весь объем финансирования госпрограмм.
До 2022 года 300 предприятий страны, на которые приходится 60% выбросов, должны получить комплексные экологические разрешения (КЭР). Этот документ выдается Росприроднадзором организациям, которые осуществляют хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. По сути, это разрешение, в котором компания защищает объем выбросов, на которые претендует. Документ выдается сроком на семь лет и содержит перечень обязательных требований в области охраны окружающей среды для конкретного предприятия. Среди них: технологические, нормативы по допустимым выбросам, сбросам высокотоксичных веществ, по физическим воздействиям и по отходам, общие правила и требования для предприятия по манипуляциям (сбор, вывоз и т.д.) с отходами, а также программу производственного экоконтроля.
По федеральному закону, КЭР должны получить объекты I категории (значительное влияние на окружающую среду). В департаменте Росприроднадзора в УрФО “Ъ-Урал” рассказали, что предприятия должны обратиться с заявкой на КЭР в срок до 31 декабря 2022 года. Кроме того, все компании и индивидуальные предприниматели, которые работают на объектах I категории, должны будут получить КЭР, но срок обращения с заявкой для них длиннее — до 1 января 2025 года.
В государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, входят 172 предприятия I категории, работающих на территории Свердловской области. Из них 15 объектов включены в топ-300 (предприятий, на которые приходится более половины всех выбросов). На территории Челябинской области 156 объектов I категории, из которых 17 попали в топ-300. В Курганской области 21 объект I категории и один из специального списка. Таким образом, в трех субъектах находятся 33 объекта (10% участников особого списка), которые должны обратиться с заявкой на получение КЭР до 31 декабря 2022 года, 316 объектов должны получить КЭР до конца 2024 года, сообщили в Росприроднадзоре по УрФО. Заявка на КЭР может рассматриваться ведомством до четырех месяцев.
За все ответит губернатор
Показатели экологичности регионов официально включены в KPI губернаторов с этого года. В июле 2019 года правительство РФ утвердило методику расчета показателей «Качество окружающей среды» (КОС) для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов. До 1 апреля регионы и надзор собирают данные по трем ключевым блокам, которые должны отражать уровень негативного воздействия на окружающей среду на территории субъекта. Первый — загрязнение атмосферного воздуха, второй — качество воды, третий — качество работы с отходами.
Так, показатель «качество воды» будет учитывать и изменение валового сброса сточных вод по региону, и долю населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. По охране атмосферного воздуха важна не только динамика сокращения выбросов загрязняющих веществ, но и их структура. Минприроды РФ определило, что в мониторинг попадают и стационарные, и передвижные (транспорт) источники загрязнения, выбрасывающие диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода (CO), летучие органические соединения и аммиак. Министерство природных ресурсов и экологии РФ обнародует данные мониторинга КОС во втором квартале 2020 года.