«Лучше направлять резервы на развитие»
Дмитрий Дризе — о ценовой войне на рынке нефти
«Вброс русофобов»,— так в Кремле прокомментировали информацию о возможных новых антироссийских санкциях со стороны США. Ранее Дональд Трамп заявил, что готов вступить в ценовую войну на нефтяном рынке в «нужное время». Многие СМИ в этой связи не исключили, что против Москвы могут ввести очередные ограничительные меры. В свою очередь, глава Роснефти Игорь Сечин опроверг сообщения о том, что его компания занимается демпингом на нефтяном рынке. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что в нынешних условиях лучше договариваться.
Дональд Трамп помог России — неожиданно, скорее всего, сам того не желая. Президент США заявил, что внимательно следит за так называемой нефтяной войной Москвы и Эр-Рияда и, если потребуется, готов вмешаться. На этой новости нефтяные котировки выросли, а за ними подтянулся и российский рубль. Вмешательство Америки в противостояние двух сырьевых держав — очень популярная тема в СМИ по всему миру. Как Вашингтон может это сделать? Инструментов не так много, основной из них — санкции.
Главным подстрекателем всей этой истории выступает американский сланцевый король, экс-советник президента США по энергетике Гарольд Хамм. За ним стоит влиятельный американский Альянс производителей энергоносителей. Этот самый Хамм только в черный понедельник 9 марта лишился $2 млрд прибыли в результате обвала нефтяных котировок. Теперь он пишет письма в Белыйдом и Конгресс, где описывает мировой сговор Москвы и Эр-Рияда, которые с помощью демпинга пытаются опрокинуть национальную сланцевую отрасль. Иными словами, то, о чем писали газеты, подтверждается.
Если задача навредить американским коллегам ставилась, то она успешно решается. Проблема только в том, что Вашингтон, со своей стороны, видимо, недолго будет оставаться безучастным наблюдателем.
Так что санкции вполне могут стать реальностью. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на соответствующий вопрос, высказался предельно жестко. Нет никакой ценовой войны — есть неблагоприятная конъюнктура, а отношения с Саудовской Аравией у нас исключительно партнерские.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России
«Это скорее относится к категории весеннего обострения, спровоцированного коронавирусом, у страдающих русофобией. Что касается заявлений президента Трампа, мы обратили на него внимание. Мы понимаем, действительно, многие компании сейчас страдают из-за низких цен на нефть. Мы знаем, что и огромный нефтяной сектор США сейчас находится в бедственном состоянии».
Позиция России в том, что нам пытались навязать заведомо невыгодную и невыполнимую сделку ОПЕК+. Мы просто физически не могли на нее пойти. Международное право не нарушали, если наказывать, то коллег из Эр-Рияда. Однако есть много разных интересных версий. Одна из них — указанная выше попытка Москвы обвалить рынок американской сланцевой нефти. Есть и другая, относительно того, что Вашингтон вместе с Эр-Риядом с помощью низких нефтяных цен пытается выдавить Россию с европейских рынков, дестабилизировать и заставить стать более лояльной Западу. Это что-то вроде того, что было в 80-х годах прошлого века — план Рейгана против СССР.
Как бы то ни было, есть известный факт: если Америка захочет, то введет санкции. Причем именно против Москвы, потому что саудиты, какими бы они ни были, для них свои стратегические союзники. Комментирует глава Фонда Национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Смешно вводить санкции против России за выход из сделки ОПЕК+, но не вводить против реального “могильщика” этой истории. Хотя мы прекрасно понимаем, что в современном мире Соединенные Штаты могут ввести санкции по принципу известной басни Крылова, ничего, в общем-то, не объясняя».
В общем и целом сейчас ситуация такая, что войн лучше не вести. Никаких. Логичней все-таки договориться с саудитами, что называется, от греха, не ждать, пока Трамп со своим Хаммом что-нибудь придумают. Информация о контактах с ближневосточной монархией поступает из разных источников.
Что там ни говори, дешевая нефть и доллар по 100 руб. не является фактором стабильности как для российской экономики, так и для простого гражданина. Резервы, конечно, в стране есть, но лучше их направлять на развитие, чем спасаться от обвала и латать дыры. Нам же прорыв нужно обеспечивать, если кто забыл.