Ценная бумага от ЦБ
НПФ разрешат не фиксировать убытки по акциям и облигациям в этом году
ЦБ окажет поддержку негосударственным пенсионным фондам (НПФ) и их клиентам. В условиях кризиса на финансовом рынке регулятор собирается дать право НПФ не производить переоценку части портфеля ценных бумаг, которая могла бы принести убытки клиентам. Однако такой бухгалтерский прием может привести к получению бумажной доходности фондами и вылиться в реальный доход их акционеров. Поэтому следует рассмотреть меры и по изменению правил вознаграждения для НПФ, полагают эксперты.
В условиях рыночной турбулентности регулятор предложил дополнительные меры поддержки НПФ, следует из проекта указания о порядке отражения в бухучете вложений в ценные бумаги, оцениваемых по справедливой стоимости, опубликованного в конце прошлой недели. По облигациям и акциям, приобретенным в торговый портфель до 1 марта, фонды получат право зафиксировать цены на конец февраля, то есть фактически НПФ смогут исключить отрицательную рыночную переоценку этих ценных бумаг из-за падения котировок. Если облигации будут куплены с 1 марта по 30 сентября, то их стоимость можно будет зафиксировать на дату приобретения. По долевым ценным бумагам после 1 марта такая возможность не предусмотрена. Нормы будут действовать до конца года, после чего НПФ должны будут вернуться к учету бумаг, стоимость которых в бухучете была закреплена, снова по рыночным ценам.
ЦБ также разрешил фондам не ребалансировать свои «портфели пенсионных резервов и пенсионных накоплений в соответствии с требованиями стресс-тестирования» до конца года, то есть фонды смогут не менять инструменты и не дополнять капитал в случае непрохождения стресс-тестирования. Кроме того, при пассивном нарушении правил инвестирования пенсионных средств НПФ до 1 января 2021 года смогут «не приводить портфели в соответствие с установленными структурными ограничениями».
За первые два месяца года консервативный индекс пенсионных накоплений Московской биржи (RUPCI) вырос на 1%, сбалансированный индекс (RUPMI) почти не изменился, а агрессивный индекс (RUPAI) снизился на 3%. Однако вслед за распродажами на мировых финансовых рынках в первой половине марта российский рынок ушел в глубокое пике. В результате RUPCI с начала марта потерял 4,3%, RUPMI — 5,9%, а RUPAI — 11,1%.
Падение стоимости инструментов в портфелях НПФ ведет к падению доходов их клиентов. Прошлый год был успешным для фондов, по его итогам они разнесли на счета клиентов в среднем 8,2% (см. “Ъ” от 28 февраля). Однако в предшествующем году после санации нескольких крупнейших банков и на фоне слабой динамики фондового рынка для ряда фондов результаты были провальными. В результате в целом средневзвешенная доходность по счетам клиентов оказалась отрицательной (см. “Ъ” от 16 апреля 2019 года). Такая же ситуация при неизменности бухучета может повториться и в этом году.
8,2%
составила доходность, которую НПФ разнесли на счета клиентов по итогам 2019 года
На консолидированный торговый портфель НПФ на начало года приходилось около 68% пенсионных накоплений (более 1,9 трлн руб.) и примерно 79% пенсионных резервов (более 1,1 трлн руб.). При этом утверждение предложенных мер ЦБ в учетной политике НПФ, которое не подлежит отмене до конца года, не только позволит не фиксировать отрицательную переоценку, но и не позволит переоценивать бумаги в положительную сторону в случае быстрого восстановления рынка. «По ним возможен только купонный или дивидендный доход»,— указывают топ-менеджеры нескольких НПФ. Сотрудники двух фондов уже обсуждают с управляющими компаниями, к каким инструментам следует применять опцию, предоставленную регулятором.
«Фиксация стоимости выбранных фондами ценных бумаг на конец февраля, конечно, поможет НПФ в отсутствие улучшения ситуации на финансовом рынке показать для клиентов какую-то доходность по итогам года»,— рассуждает управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Однако такая поддержка фондов должна иметь какую-то плату для них самих. «Бумажная доходность, полученная в результате норм поддержки, не должна выливаться в реальную прибыль для НПФ»,— полагает эксперт. Для фондов могли бы быть установлены ограничения по взиманию вознаграждения, например «отказ от переменной его части, которая как раз зависит от инвестдохода НПФ», считает он.