Онлайн-курсы готовятся к новым ученикам

Будут ли пользоваться спросом предложения образовательных ресурсов

Коронавирус открыл свободный доступ к онлайн-образованию. Многие сервисы сделали свои уроки и курсы бесплатными на время эпидемии. Как сообщили представители электронных ресурсов, они надеются помочь в первую очередь школьникам и студентам, которые вынуждены были перейти на дистанционное обучение. Так поступили более 10 сервисов. В то же время другие участники рынка активно разрабатывают новые платные курсы, рассчитывая получить дополнительный доход и новых клиентов. Какая стратегия окажется более эффективной? Об этом — Юлия Жданова.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Бесплатный доступ к электронным урокам предоставила часть образовательных платформ. Например, «Нетология» открыла всем желающим свою библиотеку видеокурсов о маркетинге, бизнесе и дизайне. Онлайн-уроки по программированию бесплатно можно изучить на российском образовательном портале GeekBrains. К инициативе присоединились онлайн-школа «Фоксфорд», «Яндекс.Учебник», «Радио Arzamas» и многие другие.

Главная цель в данном случае — помочь россиянам в сложной ситуации, утверждает генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Илья Паршин. Его ресурс тоже предоставил свободный доступ к своим урокам. «В первую очередь цель, я думаю, как наша, так и большинства игроков на рынке, это социальная миссия. Конечно, мы понимаем, что это также для некоторых бизнесов возможность популяризировать дополнительно свои решения. Мы сейчас активно разрабатываем модуль, который позволяет учителю из своего личного кабинета начать онлайн-урок в прямом эфире прямо с учениками, то есть площадка позволит пригласить сразу же весь класс»,— рассказал Паршин.

Помимо гуманитарной миссии это, конечно, еще и способ расширить клиентскую базу. По прогнозам собеседников “Ъ FM”, на время карантина спрос на интернет-сервисы, в том числе образовательные, может кратно подняться. Впрочем, согласно исследованию «Яндекса» и NeoAnalytics, это произошло бы и без коронавируса. По оценкам экспертов, темпы роста российского рынка дистанционного обучения опережает динамику зарубежного. Уже в следующем году, полагают исследователи, его объем превысит 53 млрд руб. Для сравнения, в 2018 году этот показатель составлял менее 30 млрд. И это при том, что доля дистанционного обучения на внутреннем рынке бизнес-образования России в прошлом году составляла менее 1,5%.

Предложения образовательных сервисов будут интересны не только школьникам, но и большому количеству предпринимателей, которые остались без работы, считает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина: «Эпидемия попала на достаточно заметный рост этого сегмента. Плюс к этому, конечно, переход большинства вузов в онлайн-форматы подстегнул интерес к платформам. Очень напряженная ситуация на рынке труда, особенно для среднего и малого бизнеса. Поэтому люди, если высвободилось время, могут быть заинтересованы в том, чтобы попробовать получить какие-то дополнительные компетенции».

Готовят новые образовательные курсы для топ-менеджеров и популярные бизнес-тренеры, сообщил “Ъ FM” один из них — Радислав Гандапас. Но там скидок или бесплатных сервисов не будет. «Многие мои коллеги готовят предложения. Онлайн-курс так быстро не подготовить, но вебинар — это то, что может быть сделано уже завтра. Есть запрос на развитие конкретных навыков, и обычно у менеджеров высшего звена есть план обучения. На него выделен корпоративный бюджет, и он не имеет права не учиться»,— пояснил Гандапас.

Несмотря на возросшую активность обучающих платформ, на российский рынок дистанционного обучения и интернет-курсов текущая ситуация с карантином может повлиять негативно, уверен профессор, проректор по академическим вопросам бизнес-школы «Сколково» Евгений Каганер: «По большому счету, у нас сейчас сидят десятки миллионов людей, которые получают реально не очень хороший образовательный опыт онлайн. Их ожидания и их мнение о том, что такое онлайн-образование, сейчас во многом формируются как раз тем опытом, который был в экстренном порядке создан этой всей ситуацией и необходимостью образовательных учреждений очень быстро перейти в онлайн.

Почему я говорю, что опыт не очень хороший? Потому что они совершили этот переход с точки зрения технологической, но не методологической».

Собеседники “Ъ FM” отмечают, что многое будет зависеть от качества предлагаемого контента на электронных ресурсах. Если оно будет низким, то улучшить свой имидж компаниям, которые предлагают пользователям бесплатный доступ, не удастся.

Кто определяет необходимость прохождения проверки на коронавирус

Смотреть

Крупнейшие операторы проводного домашнего интернета сообщили “Ъ”, что не будут ограничивать доступ к своим услугам даже при нулевом балансе. Это требование властей. Такая мера, по их словам, необходима, чтобы граждане, которые находятся на карантине, оставались на связи. Она будет действовать как минимум до конца апреля.

Вся лента