Недетская ответственность

Дошкольное воспитание

В условиях роста числа работающих женщин, имеющих детей дошкольного возраста, перспектива создания корпоративных детских садов и комнат для детей в офисах российских компаний становится все более очевидной.

Согласно исследованию крупнейшей мировой сети корпоративных детских садов Bright Horizons, 94% работающих родителей согласились бы поменять работу и уйти в компанию, где есть детская комната или корпоративный детский сад

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Несмотря на распространенную в США и в Европе практику подобной социальной поддержки работающих матерей, в России такие примеры все еще являются скорее исключением, нежели тенденцией. В настоящее время система дошкольного образования в России развивается как вариативная, что позволяет предложить современным родителям детей дошкольников выбирать ту форму получения дошкольного образования, которая больше удовлетворяет семейным потребностям.

Согласно данным Росстата, уровень занятости женщин в России, имеющих детей дошкольного возраста, непрерывно растет. Так, за последние десять лет доля работающих матерей увеличилась с 62,8 до 67,1%. Многие мамы не хотят отказываться от работы, но в то же время испытывают естественную потребность быть рядом с ребенком и такое противоречивое желание вполне возможно решить организацией корпоративного детского сада при организациях, предприятиях, офисах, компаниях, считает Виктория Новицкая, доцент кафедры дошкольной педагогики, директор Института детства РГПУ им. Герцена.

Вместе с тем, по мнению опрошенных BG экспертов, подобные практики носят пока пилотный, экспериментальный характер, а их доля на рынке услуг в области дошкольного образования не превышает 2%. Гораздо чаще можно встретить детские комнаты, специально оборудованные для времяпрепровождения ребенка во время работы родителей.

Вынужденная мера

«Судя по результатам опроса службы исследований компании HeadHunter, 44% петербуржцев хоть раз приводили детей на работу. Причем 4% опрошенных делают это регулярно, каждый четвертый — время от времени, а для 72% практика брать детей на работу — большая редкость»,— говорит Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу. По ее словам, если говорить о регулярной практике, то постоянно приводят на работу детей чаще других представители сфер маркетинга, рекламы и PR (8%), и продаж (6%), а также административного персонала (4%) — офис-менеджеры, секретари, управляющие.

«Как правило, работники берут детей по простой причине: 55% опрошенных утверждают, что ребенка просто не с кем оставить. Еще 18% упомянули, что хотят познакомить детей с коллегами, в 16% случаев свою роль сыграл форс-мажор — работа на выходных, корпоративный детский праздник»,— добавляет госпожа Жильникова. В целом сотрудники довольно позитивно реагируют на присутствие детей в офисе, если те не мешают рабочему процессу. «Так, 33% из числа родителей ответили, что их коллеги "крайне положительно" отнеслись к детям на работе. Каждый третий опрошенный из Петербурга смягчил оценку, определив отношение других работников как "скорее положительное". И еще 3% респондентов отметили нейтралитет со стороны коллектива»,— поясняет Ирина Жильникова.

Эксперт также подчеркивает, что несмотря на обстоятельства, пребывание детей на работе не сильно сказывается на трудоспособности большинства петербуржцев. «Эффективность 68% опрошенных не снизилась из-за присутствия ребенка на рабочем месте, а у 7% она даже выросла. Однако негативные моменты тоже есть: каждый четвертый постоянно отвлекался на ребенка, и это в итоге отрицательно повлияло на производительность труда»,— уточняет она.

С организацией корпоративных детских садов или даже уголков в российских компаниях пока все сложно, поскольку западная корпоративная культура сейчас больше ориентирована на соблюдение баланса работы и личной жизни, отсюда и забота о комплексном благополучии сотрудников, говорят в HeadHunter. «Например, в Америке с 2011 года реализуется программа "На работу с ребенком", в рамках которой компании предлагают сотрудникам детские комнаты и пеленальные столики. Экономический кризис сильно повлиял на финансовое благополучие работников, поэтому, чтобы не лишаться тех, кто не может позволить себе детский сад, компании создают возможности для общения родителей и детей»,— добавляют в пресс-службе HeadHunter.

Большинство российских компаний, как правило, ограничивается проведением так называемых Family Days или экскурсий, а некоторые частично готовы спонсировать отдых сотрудников с детьми в санаториях и домах отдыха. Friendly-политика по отношению к детям сотрудников зачастую культивируется в IT-компаниях, поясняет госпожа Жильникова. «HR-департаменты разрабатывают специальные программы для повышения лояльности сотрудников. В их числе поддержка молодых матерей — расширенная медицинская страховка, семейные выезды за город, детские мастер-классы и многое другое. Но пока, повторюсь, подобная практика — большая редкость для нашего бизнеса»,— указывает она.

Обеспечить лояльность

Главным отличием корпоративного детского сада и детской комнаты является масштаб решаемых задач. Корпоративный детский сад — это настоящий инвестиционный проект, требующий стартового капитала, программы деятельности, команды квалифицированных специалистов и развитой инфраструктуры для организации жизнедеятельности детей в течение дня: питания, образования, прогулки, сна, поясняет Виктория Новицкая. При этом детская комната предполагает лишь ребенкоориентированное оснащение: безопасность и комфортность пребывания, наличие игрушек, оборудования для игр и занятий, присутствие педагога, осуществляющего сопровождение ребенка во время игр.

«Корпоративный детский сад — это особое пространство, которое специально организовано работодателем для временного пребывания детей рядом с родителями. Такой сад позволяет работникам оставить ребенка в зависимости от потребности семьи от нескольких часов до полного дня. За рубежом такая форма реализации дошкольного образования очень популярна и встречается во всех крупных компаниях Европы и США»,— отмечает госпожа Новицкая.

Если анализировать мировую практику, то начиная с 1990-х годов корпоративные детские сады и комнаты стали важным элементом корпоративной лояльности компании или фирмы и вошли в общепринятую цепочку факторов, влияющих на выбор будущей работы, говорит эксперт. По ее словам, с точки зрения удержания работника на рабочем месте корпоративный детский сад имеет свои преимущества: забота о детях сотрудников компании, возможность поддержки их интересов, потребностей, создание условий для полноценного развития повышают производительность и продуктивность работы, позволяют сотрудникам сосредоточиться на решении профессиональных задач и повысить качество их выполнения.

Согласно исследованию крупнейшей мировой сети корпоративных детских садов Bright Horizons, 94% работающих родителей согласились бы поменять работу и уйти в компанию, где есть детская комната или корпоративный детский сад. При этом 25% работников отказались бы работать в тех организациях, где нет такой услуги. В мировой практике поиска работы 84% потенциальных сотрудников, имеющих детей дошкольного возраста, считают, что наличие корпоративного детского сада является ключевым фактором при выборе места работы.

По словам госпожи Новицкой, у таких всемирно известных фирм, как Apple, Google, BMW, есть практика создания корпоративных детских садов, а компания Sow Experience Inc. акцентировала внимание на возможности сотрудникам приходить на работу с детьми до года. «Компания Zutano, знаменитый производитель детской одежды и игрушек, одиннадцать лет тому назад не просто разрешила брать детей до года на работу, но и организовала специальное пространство прямо в офисах. Были оборудованы игровые пространства, комнаты для сна, пеленальные столики»,— говорит она. В результате резко возросла производительность труда, работницы стали делать меньше производственных ошибок и повысили качество продукции.

Неготовность к рискам

Сейчас в России практика создания корпоративных детских садов не такая распространенная, но уже явно существующая. «И если говорить о том, что спрос рождает предложение, то можно утверждать, что данная форма дошкольного образования в России имеет свой пул потребителей»,— считает госпожа Новицкая. Вместе с тем даже у таких крупных игроков, как ПАО «Газпром» и его дочерних обществ, численность работников которых насчитывает несколько сотен тысяч человек, корпоративных детских садов нет. Об их отсутствии заявили BG в управлении информации компании.

По мнению начальника управления социального партнерства Ленинградской федерации профсоюзов Максима Чиркова, организация корпоративных садов в нашей стране оцениваются как социальная ответственность бизнеса. «Однако кроме условного "похлопывания по плечу" в качестве высшей меры поощрения ничего не предлагается. Кроме того, любые дополнительные расходы на персонал в конечном итоге сказываются на себестоимости продукции, а практически все государственные заказы предоставляются на конкурсных условиях в зависимости от цены предложения. Таким образом, государство сегодня предоставляет возможность зарабатывать не тем организациям, где существует диалог с работниками, заключается коллективный договор, а тем, кто предложит наименьшую стоимость за счет, как правило, "серых" зарплат и практически рабского положения работников»,— подчеркивает господин Чирков.

По словам опрошенных BG экспертов, нежелание компаний реализовывать такие социально направленные проекты связано с несколькими возможными для них рисками. Во-первых, бизнес в России в большинстве случаев не привык вкладывать длинные деньги в то, что фактически не приносит никакой прибыли: подобный проект вряд ли сможет окупиться, а столь значительные средства лучше направить на то, что приносит доход. Во-вторых, к качеству организации образовательных услуг для дошкольников предъявляются жесткие требования. «Организации, предоставляющие услуги дошкольного образования, подлежат обязательному государственному лицензированию и постоянному надсмотру со стороны Департамента образования, Роспотребнадзора, МЧС и иных государственных органов. Помещение и территория должны соответствовать определенным требованиям по обеспечению безопасности учащихся, таких как этажность, пути эвакуации, медицинский кабинет. Также необходимы песочницы, навесы и малые архитектурные формы»,— поясняет Холли Робертс, руководитель детского сада Britannia School.

При этом, по мнению госпожи Робертс, детские комнаты при офисах как альтернативу корпоративным детским садам достаточно несложно и недорого оборудовать, поскольку для предоставления нелицензируемых услуг по присмотру и уходу жестких требований нет. «Помещение можно время от времени перепрофилировать в зависимости от востребованности таких услуг»,— уточняет эксперт.

Единичные примеры

Тем не менее позитивные примеры в части реализации подобных инициатив все же существуют. «Наш банк открыл первый в России детский сад "Оранжерея" на территории офисного комплекса в Обнинске в апреле 2011 года. Сад имеет лицензию на образовательную деятельность и работает по методу Монтессори. А в 2018 году мы открыли корпоративную группу банка "Хоум Кредит" в одном из лучших детских садов Томска — "Винни-Пух". С 2004 года садик "Винни-Пух" имеет статус прогимназии»,— рассказали BG в пресс-службе банка «Хоум Кредит». В кредитном учреждении не стали раскрывать размер затрат на открытие детского сада, однако отметили, что все расходы на содержание детского сада и пребывание детей в Обнинске и группы в Томске банк полностью взял на себя.

«Наша первоочередная задача — помогать нашим коллегам, делать так, чтобы они работали в комфортной атмосфере, а их дети находились под присмотром»,— уточнили в пресс-службе банка. В ответ на вопрос BG, почему было принято решение организовать для детей сотрудников корпоративные дошкольные учреждения, в банке «Хоум Кредит» рассказали, что и в Обнинске, и в Томске работают крупные колл-центры, где занято много молодежи, в частности, молодых женщин, у которых есть маленькие дети. «Многие мамы хотели бы выйти из декрета на работу раньше, но им не с кем оставить ребенка. А получить место в муниципальном детском саду непросто. В результате мы нашли решение, которое позволяет нашим сотрудницам выходить на работу тогда, когда им удобно»,— комментируют в кредитной организации.

Детский сад в Обнинске изначально планировалось взять в аренду, вложить средства в реконструкцию и организовать там несколько групп. Но потом в компании решили открыть его в прямо в офисном здании, где родители могут навещать своих детей во время рабочего дня. По словам представителей банка, получение лицензий и различных разрешений заняло значительное время, поскольку у органов, которые занимаются их выдачей, не было в практике такого опыта. Так же планировалось поступить и в Томске, но поскольку томский колл-центр работает в арендуемом здании, открыть детский сад полного цикла там бы не получилось.

«Поэтому мы придумали другой вариант: нашли близкий к офису частный детский сад и договорились о создании корпоративной группы для детей сотрудников банка "Хоум Кредит". Определяющим стало наличие различных развивающих программ: здесь дети рисуют, занимаются музыкой и физкультурой, могут посещать бассейн»,— уточнили в банке. Дети стали частью жизни офиса, они поздравляют сотрудников со знаменательными датами, устраивают собственные праздники, куда приглашают наших сотрудников, говорят в банке. «В Томске садик находится в шаговой доступности от офиса, поэтому сотрудникам очень удобно утром приводить детей в сад перед работой и вечером по дороге домой их забирать. Воспитатели всегда на связи, им можно позвонить в любое время. Поэтому родители могут спокойно работать, зная, что их ребенок под присмотром, накормлен, играет с малышами и занимается с педагогами»,— рассказали BG в пресс-службе кредитной организации.

Собственный корпоративный детский сад, открывшийся более десяти лет назад, есть также и у компании «Эвалар». «Детский сад "Золушка" открыт компанией в Бийске, где расположены производственные мощности компании. В 2008 году компания выкупила здание бывшего муниципального детского сада № 70, который в 1990-е был приватизирован и перестроен под офисное здание, и начала его реконструкцию»,— рассказали BG в пресс-службе компании. Сегодня в детском саду «Золушка» уже десять групп, которые посещают более 200 детей. «Садик считается одним из лучших дошкольных учреждений в Алтайском крае, а Министерство образования РФ присвоило ему специальный статус экспериментальной образовательной площадки»,— поясняют в «Эваларе».

Детский сад «Золушка» относится к категории «санаторных детских садов», где делается ставка на диетическое питание, действуют профилактическая и оздоровительная программы на базе физиокабинетов, включая ингаляции, массаж, парафинотерапия и теплолечение. Объем инвестиций в создание детского сада составил более 200 млн рублей. «Наш корпоративный детский сад — это социальный проект, аналогов которому в России мало. Для "Эвалара" его создание стало важным инструментом в решении острого кадрового дефицита. Высокотехнологичное предприятие, на котором шла адаптация производства под международные стандарты, ощущало серьезный недостаток квалифицированных инженерно-технических кадров. Во многом именно благодаря наличию высококлассного детского дошкольного учреждения нам удалось привлечь квалифицированных работников для производства из Омска, Томска и Новосибирска»,— добавляют в пресс-службе «Эвалара».

«Одним из важных направлений кадровой политики компании является создание для своих сотрудников комфортной социальной инфраструктуры»,— рассказали BG в пресс-службе АПХ «Мираторг». По словам представителей компании, идея строительства корпоративного детского сада в Корочанском районе Белгородской области возникла по понятной причине — здесь расположен большой производственный кластер «Мираторга», включающий в себя свиноводческие комплексы и завод по убою и переработке свинины.

«Численность сотрудников "Мираторга" на территории Корочанского района — больше 5 тыс. человек, у большинства из которых дети. Так, в 2015 году на территории поселка Уютный в Белгородской области рядом с 50 домами, построенными специально для работников СК "Короча", открылся корпоративный детский сад. Проект сада был разработан по европейскому образцу, а на воплощение его ушло около двух лет. Именно поэтому сооружение для детей в архитектурном и ландшафтном дизайне не похоже на то, что мы привыкли видеть на территории России»,— отметили в компании.

По словам представителей «Мираторга», детский сад представляет собой одноэтажное здание, рассчитанное на шесть групп, каждая оборудована всем необходимым для организации детских игр, отдыха, дневного сна и приема пищи. Сооружение имеет пищеблок, медицинский кабинет и процедурную, физкультурный и музыкальный залы, кабинеты психолога и логопеда, компьютерный класс и класс для изучения иностранных языков. «Гордость сада — закрытый бассейн с современной системой фильтрации и обеззараживания. Детский сад "Уютный" считается одним из лучших в стране: учреждение — неоднократный обладатель различных премий, в том числе в 2018 году сад был внесен в национальный реестр ведущих образовательных учреждений России»,— сообщили в «Мираторге».

Есть практика создания мультикорпоративных детских садов, когда данная услуга одновременно предоставляется сотрудникам разных компаний, работающих в больших офисах, корпорациях, бизнес-центрах, добавляет Виктория Новицкая. «Пример такой услуги представлен опытом работы образовательной компании One International School в Москве. За два года в столице открылись четыре таких учреждения: близ станций метро "Крылатское", "Парк культуры", "Пролетарская" и "Маяковская". Его услугами пользуются сотрудники Intel, Adidas, BBDO, Microsoft, Huawei»,— рассказала она.

Мария Кузнецова

Вся лента