От нефти ожидают роста

Почему власти России оптимистичны в своих прогнозах

Власти и нефтяники начали успокаивать население по поводу цены на нефть. Первый вице-премьер Андрей Белоусов считает, что она вырастет до $35-40 за баррель. Об этом чиновник заявил телеканалу «Россия». Он также отметил, что Москва не виновата в развале сделки ОПЕК+. В субботу свой прогноз по стоимости сырья дал и глава «Роснефти» Игорь Сечин: по его мнению, бочка Brent вернется к $50-60 уже к концу этого года, потому что с рынка уходит сланцевая нефть. Насколько обоснован такой оптимизм? И для чего власти делают эти заявления? Разбирался Григорий Колганов.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

«Не виноватые мы, они сами все развалили» — аргументы в стиле советской киноклассики в отношении сделки ОПЕК+ еще 12 марта приводил глава кабинета министров Михаил Мишустин. Тогда нефть торговалась в районе $34,5.

Сейчас она дешевле $30, но первый вице-премьер Андрей Белоусов, как мантру, повторяет: «Разорвали соглашение арабские партнеры». Хотя со стороны ситуация видится совсем по-другому, размышляет старший научный сотрудник Института Брукингса в Вашингтоне Сергей Алексашенко:

«Все участники ОПЕК, плюс Россия, Казахстан, Азербайджан должны были сократить пропорционально добычу нефти. А Россия отказалась, более того, заявила, что с 1 апреля ее вообще не сдерживает ничего, и она прекращает действие какой-либо сделки. Саудовская Аравия недолго думала и сказала, что мы поднимаем перчатку — раз Россия считает, что соглашения нет, и мы считаем, что соглашения нет, посмотрим, кто кого. Поэтому не сделка сорвалась, а Россия сорвала сделку».

Тем не менее, первый вице-премьер с уверенностью говорит, что цены на нефть поднимутся до $35-40, а в Минэнерго, добавляет он, полагают, что она будет даже выше $40.

Но еще больше оптимизма в выходные демонстрировал глава «Роснефти» Игорь Сечин. По его мнению, баррель Brent до конца года вернется к $50, а то и $60: американские сланцевики вот-вот обанкротятся, не помогут даже полуторатриллионные вливания Белого дома. Но партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что в своих расчетах Сечин ошибается.

«Он забывает, как работает американская сланцевая отрасль. При цене $50-60 за баррель за несколько недель полностью восстановится прежний объем добычи, и они опять будут наращивать добычу. Второе — Саудовская Аравия с апреля начинает усиленные поставки нефти на рынок. Это огромное давление на цены».

Но значат ли все эти успокоительные заявления о ценах на нефть, что у властей есть четкая стратегия? Или им известно нечто такое, что вскоре повысит стоимость сырья?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович в этом сомневается: «Я не думаю, что у наших властей сейчас есть точный план действий. Они, скорее, действуют по обстоятельствам. Можно ждать, пока Саудовская Аравия, либо американцы будут сходить с дистанции, либо какие-то, может быть, слабые игроки на Ближнем Востоке вроде Алжира или Ирака, я думаю, там ситуация станет критической раньше. Может быть, будут новые переговоры по ОПЕК+ 2.0, но это не значит, что есть план действий. Это, возможно, будут переговоры».

Получается, власти сейчас больше полагаются на авось — в смысле новую сделку в формате ОПЕК+. Но если это случится, принесет ли она облегчение нефтяным ценам? В рамках старого соглашения производителям предлагалось сократить добычу суммарно на 1,5 млн баррелей в сутки. Сейчас, по самым оптимистичным прогнозам, резать придется вдвое больше, подсчитал аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк, так что о прежней цене бочки и мечтать не стоит. Но хуже другое — Россия почти наверняка не удержит свою долю на рынке

«Снижение потребления в Китае — 2-3 млн баррелей в сутки. Снижение потребления в Европе и США тоже сейчас будет значительным. Для того чтобы хотя бы до 40 поднять, надо будет сокращать суммарно, по крайней мере, 3 млн баррелей в сутки. Если от текущих уровней добычи будет происходить снижение на соответствующую долю, то доля Саудовской Аравии на рынке будет гораздо больше», — уверен эксперт.

Итог: Москве предлагали снизить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки, а теперь придется сокращать вдвое больше. При этом рубль и ценные бумаги отечественных компаний пока так и не смогли оправиться от решительной позиции России. Кажется, к инициаторам разрыва сделки ОПЕК+, кто бы они ни были, все больше вопросов.

Вся лента