После пандемии

Как будут в будущем развиваться общественные пространства

Пандемия коронавируса, затронувшая практически все сферы нашей жизни, стала поводом к рефлексии градостроителей и урбанистов. По их мнению, жизнь после карантина в городах мира, безусловно, изменится и они всегда должны быть готовы к подобного рода вызовам.

После пандемии горожане окажутся в ситуации нового равновесия

Фото: AP

«Глобальный карантин — это новый жизненный сценарий, который скачкообразно перенес нас в следующую эру»,— уверен гендиректор Citymakers Петр Кудрявцев. По его словам, общественные пространства — это прежде всего доверие. «Недаром в основе самых успешных проектов — безопасность,— продолжает эксперт.— Конечно, с пандемией доверие снижается и полностью точно не восстановится».

Сейчас развитие общественных пространств тормозят разного рода институциональные ограничения, идущие еще из XIX века. Тогда не было эффективных удаленных коммуникаций и все организации были устроены по принципу фабрики — с разделением труда и стандартизацией процедур. Сейчас, по мнению господина Кудрявцева, технологии позволяют совершенно иначе организовывать как учебный, так и трудовой процесс, но крупные корпорации слишком инертны и опираются на репутацию, поэтому не могут сами изменить ситуацию. Впрочем, уверен эксперт, поработав в новой реальности, они окажутся в ситуации нового равновесия и получат возможность не возвращаться назад.

Сергей Капков о том, как сделать общественные пространства безопасными

Смотреть

В этом случае, не исключает Петр Кудрявцев, следует ожидать роста запросов на разного рода общественные пространства для тех, кто внезапно потерял обязанность физически присутствовать в офисе или на учебном месте. «После длительного карантина неизбежны изменения и культурно-досуговых форматов,— соглашается эксперт по вовлечению горожан и социокультурному программированию Наталья Маковецкая.— В теплое время года многие активности, которые традиционно проводятся в помещениях, переместятся на свежий воздух. Это может коснуться кино, театров, лекций, концертов». При этом, уточняет эксперт, современных мультифункциональных пространств для подобных мероприятий даже в больших городах сейчас немного.

В последние 30 лет среди глобальных городов шла борьба за высококвалифицированных специалистов, которые могли бы сделать вклад в экономику, привлекали их комфортом, безопасностью и свободой. В мире после пандемии в формулу качества жизни добавится наличие стратегии борьбы с вирусами, а в отношениях жителя мегаполиса и государства оформится готовность в любой момент перейти в режим карантина при полном доверии друг к другу и осторожности в общении ко всем, кто «вне круга», убежден основатель бюро «Урбан стрит 14» и фонда «Здоровые города» Артем Герасименко.

Тема проектирования устойчивого к внешним вызовам города набирает силу уже довольно давно. Смена подхода выражается в формуле from sustainability to resilience («от устойчивости к жизнестойкости»), продолжает господин Герасименко. Другими словами, отмечает он, создаваемый в обновленной парадигме город должен уметь не только переживать различного рода потрясения, но и быстро адаптироваться, используя трудности для собственного усиления и выхода на новый уровень развития. «Самый яркий и понятный из виденных мной примеров — концепция Humanhatten 2050, предложенная Нью-Йорку архитектурным бюро Бьярке Инглса BIG в 2018 году,— рассказывает эксперт.— Чтобы избежать огромных инфраструктурных и экономических потерь, которые принес городу ураган Сэнди несколько лет назад, авторы предлагают создать по периметру Манхэттена парк с дюной и недорогими быстровозводимыми павильонами для малого бизнеса и общественной жизни».

Петр Кудрявцев убежден, что после пандемии COVID-19 горожане станут все больше воспринимать город и его пространства как места для работы, совмещенной с отдыхом. Сотрется граница не только между офисом и работой в удаленном формате, но и между домашним рабочим столом и скамейкой в парке. «Для миллионов по всему миру работа онлайн становится единственным способом заработка, для многих — впервые. Во многом слышатся отголоски абсолютно цифрового мира будущего, показанного, например, в фильме "Первому игроку приготовиться",— комментирует Артем Герасименко.— Резкий скачок нагрузки позволяет понять множество ограничений цифровой инфраструктуры и ускорит приближение такого мира».

Но самый главный вопрос остается открытым: как в новой реальности горожане смогут принимать решения относительно развития общественных пространств? Конечно, в таких ситуациях краудсорсинги и платформы, аналогичные «Активному гражданину», будут пользоваться большей востребованностью, соглашается Наталья Маковецкая. Но, предупреждает эксперт, среди тех, кто сохранит недоверие к онлайн-опросам и дискуссиям, возрастет «петиционная» активность: сбор подписей против проектов и предложений станет обычной практикой выражения недовольства. А значит, надо предусмотреть легальный механизм цифрового оспаривания.

Халиль Аминов

Вся лента