Граждане перешли на домашнее обучение
Онлайн-аудитория образовательных проектов выросла
Аудитория образовательных онлайн-сервисов выросла на фоне распространения коронавируса и самоизоляции. Компании надеются, что часть новых пользователей останется даже после карантина, и уже планируют инвестировать в развитие сотни миллионов рублей. Но пока прирост связан с бесплатным контентом, а в целом сегмент дополнительного образования во время кризиса может, наоборот, упасть, опасаются его участники.
Сервисы для школьников и учителей фиксируют предсказуемый резкий рост аудитории. Так, на неделе с 16 по 22 марта на «Учи.ру» зарегистрировалось почти в десять раз больше новых учителей и в девять раз больше учеников по сравнению с предыдущей, у сервиса «01Математика» (обе компании — резиденты «Сколково») пятикратный рост аудитории за неделю, каждый день подключаются более 20 школ, рассказали представители компаний. Онлайн-школа «Фоксфорд» за неделю зарегистрировала около 1 млн новых пользователей, говорит ее исполнительный директор Владимир Алешин.
Рост интереса фиксируют и ресурсы для взрослой аудитории. Число заявок на курсы «Нетологии» на прошлой неделе выросло с 600 до 1,8 тыс., говорит ее исполнительный директор Марианна Снигирева. У Skyeng трафик вырос «процентов на 20», сообщил управляющий партнер компании Александр Ларьяновский. В Skillbox отмечают рост числа активных пользователей в системе управления обучением для вузов на 10%. Приходят те, кто раньше делал выбор в пользу офлайна, поясняет Владимир Алешин. При этом растет конкуренция, уже сейчас проекты, которые работали только в офлайне, запускают онлайн-форматы — например, «Алгоритмика» и «Zамания», указывает гендиректор акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина.
Рост аудитории нагружает серверы и службы поддержки компаний.
«В среду мы были близки к тому, чтобы выключиться под нагрузкой. Поддержка работает на пределе возможностей»,— признает Владимир Алешин, отмечая, что сейчас у «Фоксфорда» есть «запас мощностей для работы». «Нагрузка на серверы выросла примерно вдвое, ежедневно мы были вынуждены наращивать мощности»,— говорят и в «Учи.ру».
На фоне роста аудитории часть компаний планирует новые инвестиции. Так, «Учи.ру» намерена за полгода вложить в разработку продуктов для дистанционного обучения и в службы поддержки 500 млн руб. «при условии, что текущий спрос сохранится или будет расти». «До конца года наши инвестиции в масштабирование инфраструктуры и службы поддержки будут исчисляться сотнями миллионов»,— говорит и сооснователь «Нетологии-групп» (включает «Фоксфорд» и «Нетологию») Максим Спиридонов.
При этом большинство опрошенных компаний не ждет роста прибыли по итогам первого квартала, признавая, что аудитория растет за счет бесплатного контента и промоакций.
Так, «Фоксфорд» открыл доступ к курсам по школьной программе на время карантина, «Нетология» и GeekBrains сделали бесплатными часть курсов, а Skyeng открыл доступ к платформе для школ и вузов. В то же время «01Математика», также открывшая бесплатный доступ на время карантина, рассчитывает изменить схему монетизации и нарастить оборот по итогам квартала «раз в десять», утверждает основатель сервиса Алексей Зайцев.
Прогноз о том, что в 2020 году рынок онлайн-образования вырастет на 20–25%, до 55–60 млрд руб. (см. “Ъ” от 3 марта), будет скорректирован, но позже, когда ситуация стабилизируется, говорит глава «Интерфакс Академии» Алексей Чаплыгин. «Сейчас превалируют бесплатные сервисы, мы наблюдаем рост аудиторий, а не финансовых результатов»,— подтверждает он.
Сервисы надеются, что часть новой аудитории будет готова платить в будущем. Во втором полугодии пользователи начнут пробовать платные курсы и «захотят найти сферы, в которых нет зависимости от офиса», надеется Марианна Снигирева. Вероятно, на фоне пандемии люди захотят освоить профессии, связанные с онлайном, «но эффект от этого сценария очень отложенный», отмечает гендиректор GeekBrains Александр Никитин. Пока же он не исключает падения выручки, «потому что в таких условиях образование не является предметом первой необходимости».