Онлайн-концертам не хватает живого общения

Можно ли назвать трансляции в интернете удачным форматом

Концерты переходят в онлайн: 21 и 22 марта музыканты провели первые выступления без зрителей. Такие трансляции в интернете собирают миллионы зрителей. Иногда аудитория в разы превышает вместимость площадок, где изначально должны были пройти концерты или спектакли. Свой проект в выходные запустила, например, Московская филармония. Первый онлайн-концерт дала рок-группа «Би-2». Можно ли назвать формат удачным? И приживется ли он? Расскажут Александр Рассохин и Елена Иванова.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Самоизоляция — не повод отказываться от привычного досуга. Правда, субботний поход в театр теперь происходит в Сети. Культурные площадки на фоне борьбы с коронавирусом массово запускают онлайн-форматы. Например, теперь в интернете можно увидеть спектакли столичного Электротеатра «Станиславский» или питерского БДТ имени Товстоногова. Свой проект «Домашний сезон» запустила и Московская филармония. Музыканты выступают перед пустым залом, а онлайн-трансляцию могут смотреть все желающие. Концерт пианиста Дениса Мацуева, например, собрал у экранов 1,5 млн зрителей — а это в тысячу раз больше, чем вмещает концертный зал имени Чайковского. Мацуев исполнил цикл «Времена года».

Необычный проект запустил Пермский театр оперы и балета «Один на один». С 29 марта артисты будут играть для единственного зрителя в зале, все остальные смогут наблюдать онлайн-трансляцию. Сначала на спектакль нужно зарегистрироваться, а счастливчика выберут с помощью жеребьевки: артист театра вытащит из «барабана» бумажку с номером. Как рассказал “Ъ FM” худрук Пермского театра Марат Гацалов, идея такого проекта родилась еще несколько лет назад: «Когда мы столкнулись с такой ситуацией, я вдруг вспомнил об этом. Для меня очень важно, когда театр может себе позволить такой проект, он очень о многом говорит — один человек имеет огромное значение. У нас, к сожалению, принято все измерять какими-то показателями. Сейчас трудно что-то предполагать, но мы хотим этот проект и дальше продолжать в нашем театре».

Пожалуй, единственное, что теряется в онлайн-формате — это реакция аудитории. Ведущий концерта Московской филармонии, например, предложил людям хлопать, где бы они ни находились. «По крайней мере, сегодня мы точно не услышим ни одного телефонного сигнала,— иронизировал он. Люди хотят получать эмоции, поэтому вряд ли формат онлайн-выступлений приживется, полагает генеральный продюсер Ildar Bakeev Entertainment Ильдар Бакеев: «Это все-таки немного не то, потому что концерт, спектакль — это всегда живой контакт. И то, что будет делаться сейчас — это другая форма. Мы много потеряем в этом смысле.

Артист не будет работать на конкретного зрителя, все будет как в вакууме.

Люди будут платить за что-то исключительное. Через какое-то время, если кризис затянется, может быть, это будет востребовано, пока, я думаю, вряд ли люди на этом заработают».

Пока многие площадки делают онлайн-трансляции открытыми для всех желающих, создателям приходится тратить на это деньги, а доход они не приносят, только привлекают внимание. И в этом еще одна проблема. В ситуации, когда других возможностей для заработка просто нет, это быстро может стать бременем. И здесь есть два варианта — вводить платную подписку или ждать помощи от государства.

Почему сервисы открыли доступ к платному контенту для пользователей

Смотреть

Те, кто решил провести эти выходные за сериалами, остались разочарованными. Сервисы Netflix и YouTube снизили качество видео для Европы, чтобы не перегружать сети. В итоге, как жалуются пользователи соцсетей, в сериале с трудом можно было различить лица людей.

Вся лента