Магазины сдают золото
Ювелирные сети сокращают бизнес
Девальвация рубля и потеря у потребителей интереса к предметам роскоши в условиях пандемии коронавирусной инфекции вынуждает продавцов драгоценностей сокращать бизнес. Так, крупнейший на рынке игрок «585 золотой» приостановил закупки товара и в ближайшее время планирует закрыть до 10% точек. Похожие проблемы испытывают и другие игроки: в некоторых сетях продажи в марте упали до 90%, что вынудило их приостановить платежи арендодателям.
Ювелирная сеть «585 золотой» объявила о закрытии магазинов по всей стране. Как следует из информации на сайте компании, уже закрыто 45 точек в регионах, работа еще четырех объектов будет прекращена в ближайшее время. Источник “Ъ” в ювелирной отрасли знает, что «585 золотой» уже остановила закупку товаров. Сеть также отказалась от подписания новых контрактов по аренде площадей и вышла из тех проектов, где они были на этапе стройки, добавляет один из консультантов на рынке торговой недвижимости. В «585 золотой» на вопросы “Ъ” не ответили.
«585 золотой» работает рынке с 2002 года. Включает около 900 магазинов в РФ и странах СНГ. «Infoline-Аналитика» называет сеть крупнейшим продавцом ювелирных изделий в стране с выручкой почти в 21 млрд руб. без НДС в 2019 году.
Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов полагает, что «585 золотой» отказывается от убыточных магазинов после агрессивного роста. «Вероятно, речь идет об отложенных решениях, а случившийся кризис сеть использует как повод»,— рассуждает он. По мнению двух консультантов на рынке недвижимости, «585 золотой» приостановила развитие из-за девальвации рубля.
Как поясняет гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин, цены на сырье для ювелирных изделий исчисляется в валюте, а из-за обвала рубля в марте драгоценные камни и металлы подорожали сразу на 35%. Кроме того, добавляет он, ювелирные изделия — это не предмет первой необходимости, а на фоне распространения коронавирусной инфекции интерес россиян к предметам роскоши упал. В зависимости от региона, продажи ювелирных сетей в марте сократились на 70–90%, указывает господин Уткин.
Источник “Ъ” на рынке подтверждает, что за последнюю неделю трафик в ювелирных магазинах снизился на 20%.
Российские потребители не готовы покупать золото по новым ценам, вторит гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. При этом средний чек в магазинах сокращался. По словам источника “Ъ” в одной из ювелирных сетей, если в 2019 году обручальные кольца стоили в среднем 70 тыс. руб. за пару, то сегодня цена упала в два раза. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгений Хакбердиев добавляет, что негативное влияние на продажи ювелирных изделий оказывает и отсутствие туристов в стране, которые были активными покупателями.
По словам Эдуарда Уткина, проблемы сегодня испытывают все игроки отрасли. Руководитель отдела аренды Accent Property Management Ирина Сапрыкина добавляет, что некоторые сети уже приостановили платежи своим арендодателям. Источник “Ъ” в отрасли опасается, что в ближайшие месяцы российские ювелирные сети могут закрыть до 50% торговых точек. Директор по маркетингу «Бронницкого ювелира» Наталья Шумилина, впрочем, считает такой прогноз излишне пессимистичным. Но она признает, что в компании также готовятся к изменениям на рынке: «Сейчас ситуация непростая, и сложно предсказать, как будут развиваться события».
Ирина Сапрыкина в целом считает, что обвал рубля и последовавший сразу за этим кризис потребительского сектора в связи с пандемией сильно изменят рынок, включая ювелирную отрасль. В среднесрочной перспективе рынок драгоценных изделий будет только сокращаться, ожидает она. Михаил Бурмистров согласен, что в ближайшее время все ювелирные сети приостановят закупки из-за большой неопределенности и высоких рисков.