Карантинные переВОЗки сократили пассажиропоток
Трафик транспортных компаний Петербурга падает почти на четверть
На общественном транспорте Петербурга фиксируется существенное снижение пассажиропотока на фоне пандемии коронавируса и ограничительных мер властей, направленных на прекращение распространения заболевания. Трафик в метро и на наземном транспорте снизился на 23%, электричками стали пользоваться на 26% меньше пассажиров. Петербуржцы могли пересесть на автомобили, однако интенсивность движения на дорогах пока не повышается: скорее всего, ситуацию уравновешивает то, что часть работников переведена на удаленный режим работы. При этом количество ДТП сократилось более чем на 15%.
Как сообщили “Ъ” в комитете по транспорту (ему подконтрольны ГУП «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс»), согласно данным системы электронного контроля оплаты проезда, пассажиропоток на наземном транспорте снизился на прошлой неделе почти на 23%. Снижение объема перевозок пассажиров подтверждают в разговоре с “Ъ” представители частных транспортных компаний, предостерегая, что падение на 15% — не предел.
Аналогичное падение пассажиропотока отмечается также у ГУП «Петербургский метрополитен» — там отмечают, что ездить на метро стали меньше на 22–23%. В среднем сейчас поток составляет около 2,2 млн пассажиров в сутки. Для сравнения, в ноябре 2019 года ГУП сообщал, что подземкой пользуются около 2,5 млн пассажиров в сутки. Пассажиропоток поездов дальнего следования снизился почти на 30%, электричек — на 26%. Пулково на прошлой неделе приняло на 23% меньше пассажиров по сравнению с серединой марта, уточнили в профильном комитете.
На фоне борьбы с распространением коронавируса в России федеральные и региональные власти рекомендуют сохранять режим самоизоляции, переходить на удаленный график работы, сократить нахождение в общественных местах. Транспортным компаниям рекомендовано усилить дезинфекцию.
Однако к росту заторов на дорогах из-за пересадки граждан на личный транспорт ситуация пока не привела. Центр транспортного планирования Петербурга проанализировал изменение дорожной обстановки в городе за прошедшие две недели на фоне новостей о распространении коронавируса, заявили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). «Просматривались наиболее загруженные элементы улично-дорожной сети. В утренний и вечерний час пик не отмечено превышающего погрешности изменения количества индивидуальных транспортных средств»,— уточнили в КРТИ. Предположительно разница в трафике уравновешена тем, что часть сотрудников работает удаленно, добавили в ведомстве. Примечательно, что количество ДТП с начала марта снизилось на 60, до 288 случаев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из статистики ГИБДД по Петербургу и Ленобласти.
Каршеринговые сервисы, работающие в Петербурге («Колеса», «Делимобиль», «Яндекс.Драйв») на запросы “Ъ” о растущем спросе не ответили.
На фоне падения пассажиропотока подконтрольные городу перевозчики уже заявили о необходимости финансовой поддержки из бюджета Петербурга. «Конечно, будет недополученный доход. Рассчитывать на бюджет хотелось бы, но мы знаем о приоритете помощи здравоохранению»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе метрополитена. «Ситуация, безусловно, негативно отразится на финансовых результатах, рассчитываем на поддержку из бюджета»,— отметили в «Пассажиравтотрансе», подчеркнув, что стараются снизить затраты предприятия. Прогнозировать размер убытков в связи с пандемией коронавируса собеседники “Ъ” в транспортном блоке правительства еще не готовы. В аппарате вице-губернатора Евгения Елина вопрос о мерах поддержки перевозчикам оставили без ответа.
По данным «СПАРК-Интерфакс» (spark-interfax.ru), чистая прибыль ГУП «Пассажиравтотранс» в 2018 году (последние актуальные данные) составила 85 млн рублей, выручка — 14,4 млрд рублей, чистая прибыль ГУП «Петербургский метрополитен» — 1,8 млрд рублей, выручка за аналогичный период — 37,7 млрд рублей, чистая прибыль ГУП «Горэлектротранс» — 181,3 млн рублей, выручка — 14,2 млрд рублей. Предприятиям регулярно выделяются бюджетные средства на закупку подвижного состава и субсидии на перевозку пассажиров.
По оценке генерального директора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, если постепенное снижение пассажиропотока будет продолжаться, убытки метрополитена в период с марта по июнь 2020 года могут составить около 1,5 млрд рублей. Финансовые потери наземного транспорта будут меньше и не превысят 800 млн рублей, считает эксперт.